Министр внутренних дел Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), депутат Пьер Лелуш (Pierre Lellouche) и специалист по борьбе с терроризмом судья Жан-Луи Брюгьер (Jean-Louis Bruguière), имеющие сильное влияние на средства массовой информации, поставили «войну с терроризмом» в центр президентской предвыборной кампании. Третий канал государственного телевидения и группа печатных СМИ авиапромышленника Дассо (Dassault) взялись за распространение их идей.
Наиболее пронатовски настроенные представители основной партии французских правых сил Союза за народное движение – СНД (Union pour un mouvement populaire - UMP), находящейся у власти, в настоящее время занимаются обоснованием полюбившейся им проблемы «войны с терроризмом» во французских СМИ в качестве основного аргумента предвыборной кампании. Средства массовой информации стали говорить о возможном крупном теракте в Париже, что идет на пользу двум людям: депутату СНД в Париже Пьеру Лелушу и председателю Парламентской ассамблеи НАТО, а также министру внутренних дел Франции и руководителю СНД Николя Саркози.
Шестого сентября 2005 года телевизионный канал общественного телевидения France 3 повторил документальный фильм под названием Терроризм, ядерная угроза, который уже был показан в сентябре 2002 года. Над фильмом, специально подготовленным для канала France 3 агентством «Capa», работали Хези Кармель (Hesi Carmel), Жан- Марк Гонен (Jean-Marc Gonin) и Ришар Пюэш (Richard Puech). Жан-Марк Гонен работает журналистом в газете Figaro, а Ришар Пюэш – постановщиком документальных фильмов агентства Capa. Хези Кармель, со своей стороны, является независимым израильским журналистом, но прежде всего, он – бывший заместитель директора «Моссада». Фильм основан на показаниях американских политиков, в большинстве своем демократов, в частности на показаниях бывшего сенатора Сэма Нанна Sam Nunn, являющегося сопредседателем фонда "Инициатива по снижению ядерной угрозы" (Nuclear Threat Initiative), очень активной организации в деле пропаганды ядерной террористической угрозы, много раз организовывавшей имитации терактов около штаб-квартиры НАТО [1]
Этот документальный фильм не представлял ничего нового, и он уже вызвал многочисленные отклики во французской прессе после своего первого показа. Вспомним, что впервые его показали в то время, когда Вашингтон пытался убедить международное сообщество в угрозе, которую представляло иракское оружие массового уничтожения, и в возможности того, что у террористов имелся доступ к ним. Тем не менее, на следующий день после повторного показа ежедневная газета Le Monde вновь опубликовала большую статью по этому поводу. Ответственный за телевизионную рубрику ежедневного издания журналист Доминик Домбр (Dominique Dhombres) расхваливал работу трех постановщиков фильма, в то же время считая, что он вселяет излишнюю панику. Он также заявил, что «после просмотра фильма Хези Кармель, Жан-Марка Гонена и Ричарда Пюэша во вторник вечером по каналу France 3 напрашивается мысль о том, что [теракт с использованием ядерного оружия] уже должен был совершиться » [2] . Это замечание остается тем более существенным, если принять во внимание, что ничего так и не совершилось с момента проведения этого расследования. В том же выпуске Le Monde сообщил, что министр внутренних дел Франции работает над новым антитеррористическим законом. Проблема угрозы терактов была затронута, чтобы в лучшем свете выставить это решение.
В скором времени стало известно, что об этом законе в общих чертах будет говориться в специальном выпуске ежемесячной программы Pièce à conviction, посвященной «террористической угрозе» и выходящей с октября 2001 года опять же на канале France 3. По такому случаю, эту передачу обычно выходящую поздно ночью, 26 сентября 2005 года переместили в прайм-тайм. В то время, когда у экранов собирается больше всего зрителей, показали ту часть программы, в которой участвовали Николя Саркози и специалист по борьбе с терроризмом судья Жан-Луи Брюгьер. Программа была записана 21 сентября 2005 года.
Министр внутренних дел представил закон, основывающийся на ужесточении действующих законов. В частности, он заявил, что террористическая угроза существует, и ее осуществление весьма вероятно », после чего перешел к разговору о недавней ликвидации одной террористической ячейки.
Однако, никаких арестов перед записью программы не было. Они были осуществлены лишь утром, накануне выхода программы в эфир ; это событие весьма кстати поставило тему исламистского терроризма в центр внимания. В шесть часов утра элитные подразделения французской полиции RAID, находящиеся под руководством министерства внутренних дел, по поручению судьи Брюгьера арестовали девять человек по обвинению в подготовке терактов в Париже. Аресты были сняты камерами трех главных французских телеканалов, TF1, France 2 и France 3, которые уже были на месте до приезда полицейских. France 3 поместил событие на главной странице своего Интернет-сайта, как раз под рекламой, сообщавшей о вечерней программе.
У французской прессы не возникло сомнений по поводу принадлежности девяти человек к исламистской сети, представляющей опасность стране. Как это часто бывает, СМИ используют пресс-релизы и « утечки » информации, которые исходят от людей, близких к расследованию, совершенно забывая о такой вещи, как презумпция невиновности. Однако 30 сентября 2005 года всего 4 человека предстали перед прокуратурой в виду возможного следствия. Напомним, что судья Брюгьер - неизменное действующее лицо в неуместных и широко освещаемых арестах, где государственные интересы берут верх над соблюдением прав [3]
Этим летом Брюгьер засветился опять, когда совместно с командой из главной службы контрразведки (Direction de la surveillance du territoire - DST) произвел задержание отца и сына в Южном Вервике (Wervicq-Sud), находящемся в одном из северных департаментов Франции недалеко от города Лилля. Арест был произведен 26 июля 2005 года в 6 часов утра и происходил перед телекамерами канала France 2 и фотографами Agence France Presse, которые были в курсе событий, благодаря своевременным «утечкам». Они могли также пользоваться полицейскими вертолетами для того, чтобы более подробно запечатлеть процесс задержания [4].СМИ и на сей раз спустили собак на « террористов », но оба человека были освобождены спустя три дня после ареста без единого выдвинутого против них обвинения. Их освобождение, в отличие от задержания, практически не нашло отклика в средствах массовой информации. Отметим, что это « антитеррористическое » шоу не было представлено в спокойное для СМИ время. На самом деле незадолго до этого Франция и Испания подписали общую декларацию, уточнявшую необходимость борьбы с терроризмом. Двое мужчин были арестованы в связи с их предполагаемой связью с терактами 11 марта 2004 года в Мадриде. Ко всему прочему, на следующий день после операции Николя Саркози совершил давно запланированный визит в DST, службу, которая произвела арест. В ходе этого визита было подтверждено слияние антитеррористических служб DST, службы общей информации и антитеррористического подразделения Судебной полиции.
В Верике, также как и в Траппе (Trappes) аресты были произведены в наиболее благоприятное время.
В передаче, которая шла 26 сентября по каналу France 3, широко обсуждался вопрос о возможности терактов во французской столице. Эта тема, однако, не была внезапно поднята в передаче. СМИ ее обсуждали уже в течение нескольких недель.
10 сентября 2005 года в газете Le Figaro были опубликованы слова Пьера Лелуша о недостаточной подготовке парижского социалистического муниципалитета к террористическим атакам [5]. Автор обосновывал свою точку зрения личными связями с американскими властями, специализирующимися на борьбе с терроризмом. Лелуш в действительности близок к республиканским кругам США. Он не преминул осудить отказ от участия Франции в иракской кампании перед Фондом Наследия [6]. То, что данная статья была опубликована в Figaro, возможно, не было случайностью, учитывая, что акционером этого издания консерваторского толка является группа Дассо. Лелуш вместе с Оливье Дассо (Olivier Dassault) создал ассоциацию «Международный круг», которая объединяет руководителей предприятий и политиков – атлантистов. Парижский депутат ведет рубрику в еженедельнике Valeurs actuelles, также являющегося собственностью года этой индустриальной группы с 1998 года.
Эта рубрика могла воспользоваться интересом СМИ к проблеме терроризма по случаю четвертой годовщины терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне [7]. Пьер Лелуш, являющийся кандидатом от СНД на пост в мэрию Парижа, поставил проблему терроризма в центр своей внутренней кампании против соперников. Параллельно этому, он развивал эту проблематику в медийной стратегии руководителя партии СНД Николя Саркози. В своей попытке использовать проблему безопасности страны в предвыборной кампании, он снискал помощь, добровольную или нет, со стороны СМИ и политиков левых взглядов. Таким образом, 21 сентября 2005 года, французская ежедневная газета левого толка Libération, посвятила свою первую полосу и специальный материал обвинениям Союза за народное движение против мэра Парижа от Социалистической партии Бертрана Деланое (Bertrand Delanoë) и мерам безопасности, предусмотренным префектурой полиции Парижа. Этот материал поддерживал тезис о повышенной опасности терактов во французской столице. В тот же день в эфире французского общественного радио France Inter Бертран Деланое оспорил обвинения, осудив их во вседозволенности (но не говоря о риске террористических актов) в ходе пятнадцатиминутного интервью, после чего он отвечал в течение того же времени на вопросы слушателей. Выпуск утренних новостей этого радио является самым популярным во Франции. France Inter также уделила внимание обсуждению вопроса о террористической угрозе во Франции в большом блоке новостей, выходящем в 13.00.
Столь широкое освещение СМИ обвинений Пьера Лелуша, сделанных 21 сентября, поставило депутата в центр кампании на пост мэра Парижа и стало отличным введением к антитеррористическому «шоу» Николя Саркози, который в тот же день записал программу на France 3.
Сегодня министр внутренних дел находится в центре дебатов, также как и аксиомы международной политики Вашингтона. Николя Саркози воспользовался исламским прикрытием для того, чтобы ввести проблему « столкновения цивилизаций » в политические дискуссии Франции [8] Сегодня он работает над тем, чтобы вновь поднять проблему « войны с терроризмом ». Эта новая повестка дня внедряется в момент, когда Вашингтон думает над финансированием его предвыборной кампании на пост президента в 2007 году [9] и когда руководитель СНД рассылает обширный спам на электронные адреса французов для того, чтобы призвать в свои ряды единомышленников для « подготовки проекта - 2007 » [10].
[1] « Aurore noire sur Bruxelles », Voltaire, 6 мая 2004.
[2] « La « valise nucléaire » de Ben Laden», Dominique Dhombres, Le Monde, 8 сентября 2005.
[3] « Jean-Louis Bruguière, un juge d’exception », Paul Labarique, Voltaire, 29 апреляl 2004.
[4] « La présomption d’innocence fait les frais de la médiatisation », Ludovic Finez, Club de la presse, Nord-Pas-de-Calais, август 2005
[5] « Terrorisme : la menace urbaine », Pierre Lellouche, Le Figaro, 10 сентября 2005. Об этой статье шла речь в рубрике Tribunes et décryptages от 13 сентября 2005. Было отмечено, что название статьи сходно с названием документального фильма « Терроризм, ядерная угроза », который вышел в эфир за четыре дня до этого на канале France 3
[6] « Madelin et Lellouche contre Chirac », Voltaire, 15 апреляl 2003
[7] По этому случаю телеканал France 3, явно подкованный в вопросах терроризма, поставил в эфир 12 сентября 2005 года в прайм-тайм фильм под названием « 11 сентября, борцы за рейс 93 », пытавшийся описать последние минуты рейса 93 компании United Airlines, который разбился в Пенсильвании 11 сентября 2001 года
[8] « Nicolas Sarkozy agite le voile islamique », Voltaire, 19 января 2004.
[9] « Новая европейская стратегия неоконсерваторов », Тьерри Мейсан, Voltaire, 27 сентября 2005
[10] e-mail без названия « Участвуйте в подготовке проекта - 2007 » был направлен на адреса 300 000 французских пользователей Интернетом.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter