«Институт Брукинса» (Brookings Institution) часто представляют как главный аналитический центр демократов. Но скорее речь идет об образовании, представляющем интересы умеренной элиты, выступающей, в противовес либеральному руководству «Американского института предпринимательства» (American Enterprise Institute), за ограниченное регулирование экономики. Также принимая активное участие во внешней политике, институт поддерживает, как и неоконсерваторы, применение силы, но из гуманных побуждений, а не ради демократических ценностей, ради исполнения долга, а не в завоевательных целях. Половина исследователей института в прошлом работала в Совете национальной безопасности или Белом Доме.
Незадолго до вс тупления США в первую мировую войну в 1916 году бизнесмен Роберт Брукинс (Robert S. Brookings) и его друзья профинансировали создание Института правительственных исследований, который впоследствии стал называться «Brookings Institution». Будучи убежденными в том, что хорошее правление не зависит от политического выбора, а скорее от качества экспертизы, они собрали группу из шести исследователей под руководством президента университета Джона Хопкинса (John Hopkins) и профессора политических наук университета Принстона (Princeton).
Во время войны институт работает под руководством Совета национальной безопасности и по окончании военных действий приступает к оздоровлению федеральной финансовой системы. В 30-е гг. Институт консультирует кандидата в президенты Франклина Рузвельта (Franklin D. Roosevelt), сильно критикуя государственный характер его проекта New Deal. Во время Второй мировой войны институт Брукинса занимается контролем цен и военной экономикой. В 1946 переходит к вопросу восстановления Европы: проводит необходимые для реализации Плана Маршалла экономические экспертизы в дополнение к политическим исследованиям, проводимым Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations) (CFR) [1]
В 1950-60-е гг. увеличивается финансирование института Брукинса, которому федеральное правительство поручает важные исследования: по-прежнему в области экономики. Позиции, которые занимает институт, помещают его в центр правых сил и постепенно приобщают его к демократической партии, несмотря на то, что многие его члены являются республиканцами. Как следствие, финансирование института и его влияние зависят от того, кто находится у власти в Белом Доме. При Кеннеди (Kennedy) и Джонсоне (Johnson) его позиции сильны, а администрация Никсона (Nixon) отказывается продлить с ним контракты. Институт находится в упадке вплоть до прихода к власти Картера (Carter), при Рейгане (Reagan) его влияние вновь падает, а при Клинтоне возрастает (Clinton).
Институт Брукинса сегодня
В 2002 году Строуб Талботт (Strobe Talbott) становится шестым президентом института, в то время как Джон Торнтон (John L. Thornton) является председателем административного совета, где также заседает Тереза Хайнц (Teresa Heinz). Талботт был директором международного отдела журнала Time Magazine и заместителем госсекретаря США. Он также был доверенным лицом Билла Клинтона, а в университетском прошлом - его соседом по комнате. Он стал известен мировой общественности после своего участия в тройке [2],призванной вести переговоры с Югославией для предотвращения войны 1999 года. Торнтон также является профессором экономики и президентом «Goldman Sachs». Тереза Хайнц является женой Джона Керри (John Kerry) [3]. Кажется, что все члены административного совета института без исключения сотрудничали с Советом по международным отношениям.
В 1998 году правоцентристский Институт Брукинса
заключает с ультраправым Американским институтом предпринимательства (American Enterprise Institute (AEI) [«Американский институт предпринимательства в Белом Доме», Voltaire, 21 июня 2004.]] договор по составлению совместной исследовательской программы по федеральным законам, касающимся экономического регулирования. Эти исследования навязываются Комитету экономических консультантов Белого Дома.
Институт начинает постепенно заниматься международными вопросами, которым он в настоящее время посвящает треть своего времени. В структуру института входят, в частности, три рабочие группы:
Центр североазиатских политических исследований занимается Японией и Кореей, но на самом деле наблюдает за отношениями США с Китаем и с Тайванем. Руководителем центра является бывший директор Американского института Тайваня Ричард Буш III (Richard C. Bush III),а контролируется центр бывшим послом в Китае Стэплтоном Роем (J. Stapleton Roy). В его работе также участвует Генри Киссинджер (Henry Kissinger). Среди исследователей, которые работают в центре, можно выделить Майкла О’Хэнлона (Michael O’Hanlon), который стал звездой телеэкрана и слушаний в Конгрессе. Он особенно любит разглагольствовать на тему северокорейской ядерной угрозы.
Центр США и Франции расширил свое поле деятельности, занявшись исследовательскими программами, касающимися Турции, России и Италии, и став, таким образом, Центром США и Европы.
Руководителем центра является Филипп Гордон (Philip H. Gordon). Его финансированием в большинстве своем занимается федеральное правительство, Фонд Маршалла «Германия – США» (German Marshall Fund of the United States) и компания «Daimler-Chrysler». Центр задействован в аналогичной программе, возглавляемой Гийомом Парментье (Guillaume Parmentier) во Французском институте международных отношений (l’Institut français des relations internationales (IFRI)
Центр имеет двухпартийную систему, в которой преобладают неоконсерваторы.
Центр «Сабан» (Saban) по политике Ближнего Востока занимается анализом ситуации в регионе, имеющим одновременно американский и ярко выраженный сионисткий характер. Центром руководит бывший посол в Тель-Авиве и соучредитель ликудского аналитического центра «WINEP» Мартин Индик (Martin S. Indyk). Центр обязан своим названием израильскому миллиардеру и совладельцу Fox TV Хаиму Сабану (Haim Saban). Центр был торжественно открыт королем Иордании Абдаллахом (Abdallah).
В его работе, в частности, участвует Кеннет Поллак (Kenneth M. Pollack), автор материала о том, нужна или нет иракская война. Работа Кеннета Поллака, написанная еще до начала военных действий, могла стать некой опорой для противников нападения, но, изменив свои убеждения, Кеннет Поллак стал интеллектуалом, защищающим войну.
Помимо этого институт проводит независимые исследования. Например, бывшая помощница Мадлен Олбрайт (Madeleine K. Albright) Сьюзан Райс (Susan Rice) работает над проблемой угрозы, которую представляют слабые страны для безопасности США, а Найджел Пурвис (Nigel Purvis) совместно с «Pew Center» изучает возможности предоставления США помощи странам третьего мира в обмен на обязательства в экологической сфере.
Эта деятельность производит впечатление количеством и качеством работы экспертов. Однако «Voltaire» обращает внимание на то, что всех их объединяет общая черта, о которой они никогда не говорят: даже несмотря на то, что институт отдает предпочтение исследованиям в области экономики, а не внешней политики, большая часть исследователей, общее число которых составляет 142, работали в прошлом в Совете национальной безопасности или Белом Доме. Также было замечено, что в руководящий состав института входят главы транснациональных компаний, и предпочтение отдается таким компаниям, как «AT&T» или «Chiquita» (в прошлом «United Fruit»), участвовавшим в секретных операциях Совета национальной безопасности, что подтверждается различными документами.
В 2003 году институт Брукинса обладал капиталом в 197 миллионов долларов, гарантирующим ему приличные доходы. К этому надо добавить еще 10 миллионов пожертвований. Рабочий бюджет составил около 39 миллионов. В работе института принимали участие 275 сотрудников, еще около 40 исследователей были наняты со стороны. За год он опубликовал 27 отчетов и издал 50 книг.
[1] «Как Совет по международным отношениям определяет дипломатию США», Voltaire, 25 июня 2004.
[2] с Виктором Черномырдиным и Марти Атисаари (Martti Ahtisaari)
[3] «Militarisme : John Kerry dans le texte», Voltaire, 24 марта 2004.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter