Фактическое неучастие Израиля в саммите, посвященном десятилетию Барселонского процесса, вызвано более глубокими причинами, чем указанный внутриполитический кризис.
Отношение Израиля к Евросоюзу носило шизофренический характер с самого его появления в 1957 году. С одной стороны, мы восхищаемся «классической» европейской культурой, гасторономией, литературой, экономикой, туризмом…а сдругой, - мы осуществляем умеренную, агрессивную, а подчас и воинствующую политику в отношении Европы. Тем не менее, христианская Европа не может порвать особенные отношения со «Святой землей» и восхищается научным и техническим прогрессом израильской промышленности…хотя в то же время 59% европейцев считают Израиль угрозой для всего мира.
Ключ к пониманию этих двойственных отношений кроется в том факте, что еврейская кровь течет во всех европейских венах, а рефрен «Европа – колыбель антисемитизма», со своей стороны, вошел в нашу кровь. Взгляд Израиля прикован к далекой Америке, а близкая Европа удерживается на дистанции. Израиль ведет себя не как средиземноморская страна, а как островок, затерянный в Атлантическом океане, несмотря на свой привилегированный статус в ЕС, предоставляющий широкие права в области экономики, исследований и развития. Достаточно напомнить, что наша торговля гораздо больше связана с Европой, чем с нашим «великим другом и союзником» по другую сторону океана.
В связи с провалом Барселонского процесса Евросоюз начал предлагать своим соседям новый тип отношений, приглашая дружественные страны, от Украины до Марокко, присоединиться к европейскому проекту. Эта новая инициатива вызывает множество непростых и эмоциональных вопросов у израильтян, начиная с вопроса еврейской сущности Государства Израиль, и заканчивая вопросами ослабления нашего суверенитета, принятия иностранного законодательства, подчинения иностранным юридическим принципам (с верховной ролью европейского суда), а также вопросами внешней политики, в частности, безусловного принятия многостороннего подхода ООН.
Израиль должен понять, является ли эта новая модель индивидуального партнерства выгодной для него. Для нас это возможность модернизировать наши отношения с ЕС, укрепив сотрудничество в области работы полиции, юридической и экологической областях и отбросив другие сферы, которые могут повредить нашей безопасности и стабильности, например, свободное передвижение людей и товаров. Настал момент подвести итог провального Барселонского процесса, а также подвести итог нашим собственным ограничениям. Барселона вынудила нас войти в «средиземноморскую корзину», которая долгие годы тормозила наши отношения с Европой. В этом смысле, новая европейская политика соседства может придать им новый импульс.
« Israël should re-think its aggressive policy towards Europe», Sharon Pardo, Yedioth News, 28 ноября 2005.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter