С самого начала Холодной войны ЦРУ предприняло меры по установлению контроля над преподаванием социальных наук во Франции с целью оградить их от влияния коммунистов. При поддержке физика Пьера Оже(Pierre Auger), в то время руководившего высшим образованием, ЦРУ создало новое отделение в Практической школе высших исследований, находящееся вне ведения Национального центра научных исследований Франции. Эта же организация профинансировала создание Дома наук о человеке, а в 1975 году способствовала его реорганизации в Школу высших исследований в области социальных наук (EHESS), во главе которой встал историк-антикоммунист Франсуа Фюре(François Furet).
Официальная история Школы высших исследований в области социальных наук (EHESS), написанная Франсуа Фюре и его командой, гласит, что с течением времени организация избавилась от влияния американских меценатов. Эта школа, результат полувекового культурного вмешательства американцев, была создана на деньги фонда Форда и фонда Рокфеллера. Несмотря на это, она смогла « превзойти идею, которая ее создала » путем обновления « дисциплины [история] с учетом старинных европейских традиций» [1]. Таким образом, согласно официальной версии, школа стала независимым интеллектуальным центром, избавившись от влияния меценатов.
Эта диссертация направлена на предупреждение возможных обвинений [2], а также на скрытие политических и культурных целей, связанных с созданием EHESS. Взятие школы под контроль историками, на самом деле, не только не свидетельствует о какой-либо независимости, но и наоборот, подтверждает стратегический выбор фонда Рокфеллера, сделавшего в 50-х годах историческую науку одним из главных инструментов культурной дипломатии США.
Инструментализация социальных наук по Рокфеллеру
Начиная с 1901 года Джон Рокфеллер (1839-1937), по совету своего друга баптистского пастора Фредерика Гейтса, вкладывает часть принадлежащего ему колоссального состояния в благотворительные проекты. В 1901 году в Нью-Йорке он создает Rockefeller Institute of Medical Research (переименованный в 1965 году в Университет Рокфеллера), в 1902 году - General Education Board, в 1909 - Rockefeller Sanitary Commission. Эти действия в области медицины и образования привели к основанию фонда Рокфеллера, официальной целью которого было провозглашено « содействие благоденствию Человечества» согласно идеям Эндрю Карнеги, опубликовавшего в 1889 году книгу Евангелие богатства. На самом деле, фонд служил по большей части для обхождения антитрестовских законов.
В 1911 году компания Standard Oil была разделена на несколько филиалов с целью пресечь монополию этой компании на нефтяных рынках США. В 1910 году Джон Рокфеллер предлагает проект создания фонда «под покровительством Конгресса». Фонд создается в 1913 году и служит ширмой семье Рокфеллеров для контроля над филиалами, появившимися после дробления компании в 1911 году по приказу Верховного Суда. В частности, фонд владеет тремя миллионами акций Standard Oil of New Jersey, первой компании на нефтяном рынке.
Благотворительная деятельность фонда часто была связана с экономическими и социальными интересами семьи Рокфеллеров [3]. Поэтому социальные науки воспринимались фондом как инструмент социального контроля, культурная ставка в борьбе с социализмом. В конце 1913 года в одном из филиалов Standard Oil началась многомесячная забастовка, которая привела к массовому убийству в Ладлоу, одному из самых трагических эпизодов подавления американского рабочего движения. Фонд предпринял попытку изучить движение в рамках исследования «производственных отношений» с целью его нейтрализации. Оставаясь верной инструменталистской концепции социальных наук, организация способствовала их развитию в различных американских университетах (Йель, Гарвард, Чикаго, Колумбия), а также финансировала высшие учебные заведения Европы, например, Лондонскую школу экономики, в которой работали экономисты из Общества Монт Пелерин [4] и Deutsche Hochschule für Politik в Берлине. Во время Холодной войны эти интеллектуальные центры стали европейской базой идеологов антикоммунизма, финансируемых США (Конгрессом за свободу культуры, Обществом Монт Пелерин и др.).
Фонд Рокфеллера во Франции
В 1917 году Фонд Лоры Спеллман Рокфеллер (названный в честь жены патриарха) начинает свою деятельность в Париже в рамках программы борьбы с туберкулезом. В этот момент во Франции частное финансирование социальных наук почти не практикуется. Лишь Эрнест Лависс, директор Высшей нормальной школы (готовит преподавателей для средней школы, вузов и научных работников – прим.перев.) (ENS) с 1906 по 1919 г., предпринимает попытку профинансировать создание Национального комитета социальных и политических исследований (CNESP) при помощи богатого банкира Альберта Кана. Эта организация получает официальное оформление при Гюставе Лансоне, став «Центром социальной документации» - организацией, возглавляемой Селестином Бугле, в которой свою карьеру начинали молодые исследователи.
В 1931 году фонд Рокфеллера отвечает согласием на просьбы Шарля Риста, заместителя управляющего Банка Франции, профинансировать создание Научного института социальных и экономических исследований. В то же время эта благотворительная организация отказывается поддержать более амбициозный проект Марселя Мосса. Испытывая озабоченность в связи с политической обстановкой во Франции, фонд посчитал Мосса, племянника социолога Эмиля Дюркгейма, «чересчур левым».
В 1932 году Центр социальной документации получает деньги для создания двух исследовательских рабочих мест с полной занятостью. Их получают Раймон Арон и Жорж Фридман [5].
С 1933 по 1940 года Научный институт экономических и социальных исследований Шарля Риста получил 350 000 долларов; Университетский совет социальных исследований – 166 000 долларов; Центр исследования иностранной политики – 172 000 долларов.
Во время Второй мировой войны члены фонда Форда и фонда Рокфеллера организовали выезд из Франции социолога Гурвича, антрополога Леви-Стросса, физика Оже. Жорж Гурвич основал в Нью-Йорке социологический институт. Во Франции, на территории фонда Рокфеллера, исследователи, в число которых вошел Жан Стоцель [6], продолжают работать в рамках организации, созданной при режиме Виши, фонде Алексиса Карреля (названном в честь биолога, лауреата Нобелевской премии, прославившегося в области евгеники) [7].
VI секция и Дом наук о Человеке
В июне 1948 года Совет национальной безопасности инициирует создание антикоммунистической сети вмешательства США в дела государств-союзников под названием stay-behind [8]. Во время подготовительных встреч Джон Рокфеллер III доказывал, что его фонд эффективнее организации Плана Маршалла в деле внедрения в университетские круги, где фонд располагает многочисленными как старыми, так и новыми связями. В итоге Рокфеллер получает согласие, но только на деятельность с конкретными целями.
К этому времени Рокфеллер уже запустил в Австрии «Духовный План Маршалла», организовав, в частности, семинары американских исследований в Зальцбурге под руководством Клеменса Геллера. Далее фонд естественно обращает свое внимание на французских интеллектуалов, которых спонсирует уже долгое время. Вернувшись во Францию в 1945 году, Пьер Оже возглавляет высшее образование.
Во время войны Оже сначала преподавал в университете Чикаго, в котором основал отделение социальных наук, ставшее идеологической базой неоконсерваторов [9]. После этого Оже принял участие в работе по созданию атомной бомбы, реализуемой совместно с британцами и канадцами. На этой новой должности он столкнулся в борьбе за контроль над Национальным центром научных исследований (CNRS) с нобелевским лауреатом Фредериком Жолио – коммунистом и пацифистом, выступавшим против атомной бомбы. Тогда Оже разработал не зависящий от CNRS проект, Центр атомной энергии и центр социальных наук, присоединенный к Практической школе высших исследований (EPHE) [10], из которого позднее он сделает VI секцию. Возглавить этот центр он поручает представителям группы Анналы [11] (Мозаре, Фридман, Бродель, Лабрусс, Ле Бра…). Разумеется, фонд Рокфеллера берется за финансирование этого проекта, хотя во Франции поддержкой частных лиц пользуются только частные институты.
Предварительные контакты были установлены при посредничестве культурного атташе посольства Франции в Вашингтоне Клода Леви-Стросса и Шарля Мозаре, встретившегося с Джоном Маршаллом [12] во время первой конференции ЮНЕСКО, - настоящего кладезя для вербовки и налаживания проамериканских сетей в Европе. Шарль Мозаре, профессор истории, сотрудник группы Анналы, член Национального фонда политических исследований, обладал всеми политическими и интеллектуальными характеристиками, требуемыми Фондом Рокфеллера. Он стал одной из ключевых фигур в создании VI секции, первый совет которой собрался в 1948 году. Четверть всех средств поступило из фонда Рокфеллера [13]. В идеологическом контексте Холодной войны благотворительные организации служили ширмой для операций по культурному вторжению, многие из которых напрямую осуществлялись секретными службами США. Так, в 1950 году агенты ЦРУ способствовали созданию в Берлине Конгресса за свободу культуры - объединения интеллектуалов, враждебно настроенных по отношению к коммунизму [14]. В течение 17 лет ЦРУ маскировало направляемые средства, используя фонд Форда. В 1952 году фонд Рокфеллера выделил 4 500 000 франков на то, чтобы Февр и Мозаре продолжили создание VI секции.
В1954 году благодаря Клеменсу Геллеру [15], переехавшему в Париж, VI отделение получило дополнительные кредиты на организацию программы изучения «культурных зон» [16].
В 1959 года фонд Форда [17] вступает в игру. Фонд выделяет большие средства детищам Пьера Оже, в частности, Европейскому центру ядерных исследований (CERN). Кроме того, - миллион долларов на строительство Дома наук о человеке, в который и входит VI секция Практической школы высших исследований [18].
Когда было закончено создание Дома, у VI секции появилась реальная возможность отделиться. Декретом от 23 января 1975 года официально создается Школа высших исследований в области социальных наук (EHESS), организация, не зависящая от французского университета, в которую войдет множество проамерикански настроенных идеологов. Начиная с 1977 года ее президентом становится историк-антикоммунист Франсуа Фюре. К своей работе он привлекает друга Пьера Розанваллона, совместно с ним несколько лет спустя он откроет Фонд Сен-Симона [19]. В 1980 году Фюре создает в рамках Школы Центр североамериканских исследований. Завершением долгого процесса культурного внедрения американцев становится совместное финансирование EHESS французским государством и госдепартаментом США, а также франко-американским фондом Нью-Йорка [20]
[1] Бриджит Мазон, История Высшей школы социальных наук. Роль американского меценатства (1920-1960), Диссертация Бриджит Мазон, написанная под руководством Франсуа Фюре, президента EHESS с 1977 по 1985 г.
[2] «Богатство вызывает подозрения. А американские деньги вызывают множество подозрений: в них видят «иностранное вмешательство», империализм, ЦРУ». Там же, с. 13.
[3] фонд также финансирует такие организации, как Population Council, занимающиеся осуществлением политики ограничения рождаемости.
[4] В 1931 году профессором этого заведения стал Фридрих фон Хайек. «Фридрих фон Хайек – папа римский ультралиберализма», Voltaire, 4 марта 2004.
[5] Жорж Фридман (1902-1977), преподаватель философии буржуазного происхождения, в 20-х годах становится специалистом в области марксизма, рабочего движения и проблем, связанных с техническим прогрессом («механизацией»). В отличие от таких философов, как Пулицер, Низан, Арон, Лефевр, умозрительные философские построения кажутся ему недостаточными. По мнению Фридмана, исследование рабочего класса требует также проведения эмпирических опытов (более близких к журналистике, чем к социологическому исследованию). В 1925 году ученый посещает заводы Тосканы, общается с рабочими. На базе данных, собранных во Франции, США и СССР, он реализует исследование об организации промышленного труда в рамках Центра социальной документации, входящего в Высшую нормальную школу, возглавляемую Селестином Бугле.
[6] Жан Стоцель, ученик Лазарсфельда – основатель IFOP, первого французского института опроса общественного мнения. Наперекор французской традиции, представленной Эмилем Дюркгеймом, он способствовал внедрению в науку методов американской эмпирической социологии.
[7] Алексис Каррель участвовал в заговоре «La Cagoule». Входил в Исполнительный комитет центра исследований гуманитарных проблем, одним из советников которого был Жорж Фридман. Также являлся членом Генерального совета французского Центра синтеза, группой, заседавшей в Виши под покровительством Филиппа Петана.
[8] «Stay-behind : les réseaux d’ingérence américains; Stay-behind: сеть американского вмешательства»,Тьерри Мейсан, Voltaire, 20 августа 2001.
[9] Впоследствии это отделение будет финансироваться фондом Olin. В 80-х годах сюда придет работать Франсуа Фюре.
[10] EPHE была создана в 1868 году министром просвещения Виктором Дюрюи. Из-за недостатка финансирования была провалена попытка создания VI секции (экономические и социальные науки) Практической школы высших исследований (проект Мосса, проект Табуриха).
[11] Школа Анналы – группа историков, среди которых наиболее известны Фернан Бродель, Марк Блок, Люсьен Фебвр, в меньшей степени - Шарль Мозаре.
[12] Джон Маршалл – работник отделения гуманитарных наук в фонде Рокфеллера; совместно с Джоном Уиллитсом и Робертом Крейном отвечал за отбор во Франции потенциальных получателей субсидий. Джон Уиллитс, директор отделения социальных наук фонда связывался, в частности, с членом Общества Монт Пелерин Жаком Рюэффом.
[13] эти средства пошли на субсидии Центру исторических исследований, возглавлявшемуся Броделем и Центру экономических исследований, во главе которого стоял Мозаре.
[14] «Когда ЦРУ финансировало европейскую интеллигенцию», David Boneau Voltaire, 27 ноябрь 2003.
[15] Клеменс Геллер (1917-2002), выпускник Гарварда, австриец по происхождению, сын издателя Фрейда из Вены, в 1949 году переехал во Францию. Его дом на улице Vaneau стал местом встречи интеллектуалов. Его посещали, в частности, Клод Леви-Стросс и Маргарет Мид.
[16] В октябре 1955 года Кеннет Томпсон требует, чтобы проект Анджело Таска, именуемого Анджело Росси, «История коммунистического интернационала» был включен в программу «культурных зон» VI секции. Росси, создатель итальянской Коммунистической партии, занимал пост в правительстве Виши, стал кандидатом, выдвинутым Раймоном Ароном в противовес политическим взглядам Жана Шесно. Он отец Катрин Таска – министра культуры в правительстве Жоспена (2000-2002). Кеннет Томпсон состоял на службе в американской контрразведке с 1944 по 1946 год и участвовал в тайном возвращении на родину нацистских руководителей, после чего в 1948 году стал профессором в университете Чикаго, а в 1953 году – работником фонда Рокфеллера.
[17] «Фонд Форда, благотворительное прикрытие ЦРУ» и «Почему фонд Форда финансирует споры», Voltaire, 5 и 19 апреля 2004.
[18] Этот проект поддерживается Февром, Броделем и Гастоном Бержером (генеральным директором высшего образования).
[19] «Невидимая сторона фонда Сен-Симона», Voltaire, 10 февраля 2004.
[20] С 1997 по 2001 год во главе франко-американского фонда стоял Джон Негропонте. См. «Джон Негропонте скоро приедет в Багдад», Артур Лепик, Voltaire, 20 апреля 2004.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter