Наши публикации, посвященные анализу международных отношений, ставят в центр внимания роль Соединенных Штатов. Оправдана ли подобная точка зрения или мы переоцениваем место «Америки»? На самом деле, Вашингтон вполне способен навязать Новый мировой порядок, но делает это далеко не в национальных интересах, а для того, чтобы защитить транснациональную экономическую систему.
По словам Хуберта Ведрина (Hubert Védrine), сегодняшний мир раздавлен «сверхдержавой». Международные отношения строятся таким образом, что каждому государству приходится считаться с ней. Несоответствие между державами столь велико, что бесполезно говорить о независимости остальных государств и, стало быть, об установлении демократии для их народов. Соединенные Штаты вездесущи: они контролируют экономики различных стран, СМИ и средства обороны.
Поэтому нам в нашей аналитической работе не удается надолго отойти от этой темы, к которой мы постоянно возвращаемся. Наше внимание к США и его роли может показаться ненормальным, но оно является лишь следствием сложившейся ситуации.
Распад Советского Союза, отметив конец периода «равновесия страха», открыл путь к разоружению и, таким образом, ознаменовал начало мирной эпохи всеобщего процветания. По крайней мере, так думали члены атлантического блока. Но передышка была кратковременной. Президент Джордж Буш ст. сначала побуждал своих сограждан воспользоваться открытиями новых рынков на Востоке для собственного обогащения, а впоследствии не преминул использовать возможность распространения американского лидерства в мировом масштабе.
В своей знаменитой речи перед Конгрессом, произнесенной 11 сентября 1990 года, президент Буш ст. отклонил проект Горбачева по заключению договора о взаимоотношениях между государствами. Регулирование этих взаимоотношений осуществляли бы межправительственные организации, но Буш предложил свой вариант проекта под названием «Новый мировой порядок», гарантированный Вашингтоном, что стало реминисценцией «Нового европейского порядка», который пытался навязать Третий Рейх. После того, как они проверили на практике свою способность к созданию и управлению коалицией в ходе войны в Персидском заливе 1991 года, Соединенные Штаты изложили свои новые цели в документе, созданном в 1992 году под руководством Пола Волфовитца (Paul Wolfowitz) и называвшемся [1] : недопущение возникновения нового соперника (главным образом, в лице Европейского Союза при его желании выйти за региональные рамки); оказание противодействия развитым странам в создании зон влияния в странах третьего мира (но это не будет касаться Объединенного Королевства при условии, что оно согласится подчинить британское Содружество наций интересам американской державы); наконец, сохранение первенства в области вооружений, дающее США возможность быть монополистом в политике устрашения. Таким образом, «Новый мировой порядок» должен был ориентироваться лишь на Соединенные Штаты, а не на международное право и ООН.
Однако кризис, который потряс Соединенные Штаты, привел к проигрышу президента Буша ст. на выборах и к приходу к власти Билла Клинтона. Последний, игнорируя американскую манию господства, сосредоточил свои усилия на восстановлении экономики и поддержании престижа своей страны. Но в 1998 году его деятельность была парализована делом Левински (Lewinsky). Клинтон потерял контроль над оборонными и внешнеполитическими вопросами. Тогда Конгресс самовольно вернулся к проекту «Нового мирового порядка», возобновив в одностороннем порядке гонку вооружений в условиях, когда у Соединенных Штатов и врагов-то не было. Все это завершилось примирением исполнительной и законодательной ветвей власти, объявившей о начале военной операции в Югославии без санкции Совета Безопасности. Что произошло дальше, известно всем..
Тем не менее, эта демонстрация силы сверхдержавы имеет свои границы, так как она смешивает само понятие силы с тем, кто ею пользуется.
Отцы-основатели Соединенных Штатов считали, что понятие общего интереса могло привести лишь к диктату
ре [2]. По их мнению, государство должно было, таким образом, стремиться к созданию как можно более крупной коалиции, которая бы представляла частные интересы. Одновременно, они остерегались черни и изложили положения Конституции таким образом, чтобы не допустить проникновение масс во власть, которая должна была находиться в руках олигархии, призванной воспроизвести модель британской аристократии. Именно согласно этой оригинальной конституционной системе Верховный Суд, например, объявил в 2000 году Джорджа Буша мл. президентом, не дождавшись подсчета голосов во Флориде.
В условиях незнающего границ капитализма, американская власть, вопреки интересам своих граждан, согласует свои общие интересы с другими мировыми экономическими и политическими руководителями. Следовательно, мировое господство, если и является прерогативой Соединенных Штатов в техническом плане, не является таковой для американского народа. Это господство скорее обеспечивается транснациональным правящим классом, центр тяжести которого смещен в сторону США, что существенно меняет суть дела.
Таким образом, на американском побережье
Мексиканского залива, пострадавшем от урагана Катрина, можно было
наблюдать сцены, идентичные тем, которые мы видели в Ираке: под
различными предлогами возможность внутреннего вмешательства была
сведена к минимуму, а население Нового Орлеана, как и Багдада, было
брошено на произвол судьбы. Вместо спасателей туда направлялись войска
для того, чтобы усмирить население.
Мы продолжим изучение внутренней и внешней политики Соединенных Штатов и не будем поддаваться на обман.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter