История французской колонизации является главной ставкой, так как сегодняшнюю Францию судят в свете ее прошлой колонизаторской и рабовладельческой деятельности. В любом случае, именно этим занимаются такие движения, как Коренные жители Республики. Процесс над колонизацией является не более чем рычагом дискриминации по этническому происхождению и создания сообществ, враждебных Республике в связи с ее колониальным прошлым, объясняющим существующее неравенство между французскими гражданами. В этом контексте любые дебаты об итоге колонизации становятся острой проблемой, а статья 4 закона от 23 февраля 2005 года, приписывающая учителям обучать позитивным аспектам колонизации, лишь усилила протесты.
Со своей стороны, я выступаю против любого навязывания «корректной истории» со стороны политической власти, противопоставляющей историка судье. Действительно, история колонизации часто смягчалась и идеализировалась. Но в то же время, историческая и географическая школы Франции вне всяких подозрений на месте создавали колониальную историю и географию. Этого нельзя сказать о политиках, утомленных воспоминаниями о неоднозначных позициях своих партий в колониальный период.
Учитывая эту основную идею в современной истории Франции, нельзя применять к колонизации упрощающие термины, тем более что рана, нанесенная колонизированным народом, еще не зажила, и таких граждан много в метрополии, я имею в виду выходцев из Северной Африки. Я не привожу сравнений и обобщений, но прошу, чтобы в историческом подходе учитывались все обстоятельства. Каторжная тюрьма Poulo Condor в Индокитае и институт Пастера в Сайгоне. Подневольный труд, навязанный колонизаторами, и миссионер, действующий на благо мира. Подчиненный статус коренных народов и выдвижение лучших. Нельзя утаивать ни одной детали преступлений колонизаторов и яростных ответов их жертв.
Однако не нужно комментировать грех анахронизма. Да, история колонизации полна крови и жестокости. Но «святых и чистых наций» не существует. Мне не кажется, что, получив независимость, новые нации, рожденные в колонизации, стали жить в безмятежности. История – это насилие. Единственный способ попытаться ею управлять заключается, прежде всего, в правдивом ее написании, с освещением всех фактов. Камю это понял.
Le Figaro (Франция)
Тираж 350 000 экземпляров. Принадлежит компании Socpresse (создана Робером Эрсаном, сегодня ею владеет авиаконструктор Серж Дассо).
« Colonisation : la tentation de la pénitence », Max Gallo, Le Figaro, 30 ноября 2005.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter