4 апреля 2003 года я стоял на крыше здания, в котором было расположено бюро Al Jazeera в Багдаде. Вокруг, до самого горизонта, были видны горящие здания и столбы черного дыма, и вдруг я увидел, как над Тигром поднялась баллистическая ракета, со свистом пролетела под одним из мостов и исчезла вдали. Я спустился, чтобы найти главу бюро - иорданского палестинца Тарика Айуба, и сказал ему, что у него, возможно, самый опасный офис в истории человечества. Американцам было бы несложно прекратить его передачи, за которыми следил весь арабский мир, и которые показывали гражданских жертв англо-американских бомбардировок. «Не беспокойся, Роберт», - сказал мне Тарик, - «Мы поддерживаем контакт с американцами и дали им координаты точного месторасположения наших офисов, чтобы они нас не разбомбили». Три дня спустя он был мертв. 7 апреля, в момент, когда журналист вел прямой репортаж с крыши здания, одинокий американский самолет появился за его спиной. «Он летел так низко, что на мгновение мне показалось, он собирался приземлиться на крыше», - объясняет коллега Тарика, журналист Тайсир Алоуни. Самолет выпустил единственную ракету прямо в здание Al Jazeera, мгновенно убив Тарика. Это не было ошибкой.
Для Тайсира этот случай неудивителен. В 2001 году он работал корреспондентом Al Jazeera в Кабуле, когда баллистическая ракета ударила в филиал телеканала, к счастью, пустой в тот момент. Никто не сомневался, что эта атака против телеканала, распространявшего сообщения бен Ладена, была умышленной. В день смерти Айуба в Багдаде танк Abrams M-1 A-1 выпустил снаряд по отелю Палестина, убив трех журналистов. Пентагон утверждал, что по танку стреляли с крыши отреля. Эта ложь была опровергнута всеми свидетелями, находившимися на месте.
Со своей стороны, я тоже не удивлен. В 1999 году я был в Белграде, когда американская авиация разбомбила здания национального телевидения. На следующий день я написал, что это действие означало, что НАТО оставляло за собою право убивать людей за произнесенные ими слова, а не за совершенные ими поступки. К чему это приведет в будущем? Я должен был догадаться.
Когда канал Al Jazeera начал свое существование, американцы пели ему дифирамбы, заявляя о появлении свободы в диктатурах Среднего Востока. Мессианический автор New York Times Том Фридман называл его маяком свободы, что всегда является опасным комплиментом из уст Фридмана. По мнению Белого дома, этот телеканал являлся доказательством тому, что арабам нужна свобода выражения. Действительно… но арабы также хотели знать правду, которую скрывали от них их политические лидеры. Так, когда ливанское телевидение отказалось транслировать шестнадцатисерийный фильм о гражданской войне, они увидели его по Al Jazeera…
Но когда Al Jazeera принялась транслировать выступления бен Ладена, у Фридмана и госдепартамента пропал весь былой энтузиазм. В 2003 году заместитель министра обороны Пол Волфовитц – этот образцовый демократ, побудивший турецких генералов пойти на демонстрации, когда демократически избранное правительство Турции отказало американским войскам в переходе через свою территорию для вторжения в Ирак, - открыто заявлял, что журналисты Al Jazeera «ставили под угрозу жизни американских солдат». Его начальник Дональд Рамсфелд изрек еще большую ложь: Al Jazeera была в сговоре с мятежниками, а ее журналисты были заранее предупреждены о засадах против американских солдат. Я провел немало дней, проверяя эту информацию, она была ложной. Но привычка была усвоена. Первое, что сделало новое иракское правительство, чтобы показать насколько оно демократическое, - это изгнало Al Jazeera из Багдада, как это уже делал Саддам Хусейн в 2001 и 2003 гг.
Конечно, Al Jazeera не является образцом журналистики. Но канал выражает независимую точку зрения на Среднем Востоке, и именно поэтому США попытались заставить его замолчать в Кабуле и Багдаде, а также, возможно, в Катаре. И именно по этой причине лорд Блэр вызвал британских журналистов в суд, после того, как они осмелились раскрыть кровавое и грязное дело, в которое нас втянули господа Буш и Блэр.
« No wonder al-Jazeera was a target», Robert Fisk, The Independent, 26 ноября 2005.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter