На протяжении прошедшего века политическая культура Палестины и всего арабского мира определялась объединяющим принципом арабского национализма, идентифицировавшего себя как антизападный, антиимпериалистический и исламский, больше с культурной, чем с религиозной точки зрения. В середине двадцатого века политическая культура также стала антисионистской и обернулась против определенных консервативных арабских режимов. Все эти атрибуты составили «политически корректное» отношение последних десятилетий и продолжают котироваться сегодня. Поражение 1967 года, развал СССР и появление политического ислама ничего не изменили. Запад по-прежнему считается главным противником.
В последние двадцать лет появилась новая политическая и военная сила – радикальный исламизм. Будучи менее сложным в плане объединяющего арабского национализма, он черпает свою легитимность в исторических корнях мусульманства. Активные исламисты отличаются от арабских националистов презрением к светскости и дискриминацией женщин и меньшинств. Но они сходятся в противостоянии Западу, сионизму и националистическим деспотическим режимам. Исламисты, однако, еще не достигли уровня социальной и политической респектабельности националистов.
Многие десятилетия арабские режимы при молчаливой или открытой поддержке США, использовавших и такой тип стабильности, отказывали своим народам в любом политическом участии, порождая, таким образом, политическую нестабильность с возрастающими глобальными последствиями. Госсекретарь Кондолиза Райс признала провал этой политики, противопоставив ей подход администрации Буша, стремящейся к восстановлению стабильности в регионе посредством более широкого участия и политического выражения заинтересованных лиц. Успех этого проекта будет зависеть от способности модифицировать политическую культуру в регионе, и не только силовыми методами. Необходимо дать созреть стабилизирующим силам, чтобы они смогли занять свое место на политической арене, откуда они были исключены в прошлом.
Палестинцы, всегда стоявшие в авангарде арабского национализма, с опозданием обратились к исламизму. Помимо тяжелого бремени израильской оккупации они страдали от проблем, порожденных «арабскими режимами». В последние десять лет призыв к восстанию и надежда на то, что «ислам – это решение», стали пользоваться все большей поддержкой населения, уставшего от коррумпированной и неэффективной власти. На политической сцене стали доминировать национализм и исламизм, в то время как ниша между двумя этими силами осталась незанятой.
Либеральные, демократические, гуманистические и светские политические силы, представляющие интересы и ценности среднего класса, в течение многих лет были вытеснены из политики. Но они не признали своего поражения. Их успех и укрепление – лучший способ борьбы с экстремизмом и радикализмом, так как демократам-гуманистам свойственна долгая традиция религиозной терпимости. Воплощением таких политических изменений могла бы быть палестинская политическая партия, отстаивающая эти ценности.
« Palestinian secular humanists: Unite! », Ziad Asali The Daily Star 6 января 2006.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter