Либеральные группы как в России, так и за рубежом все больше склоняются к тому, что правление Путина является авторитарным и неэффективным. Учитывая, что режимы, которые не нравятся либералам и которыми управляют сильные личности, считаются хрупкими, логичным было бы ожидать повторения в России сценария «Цветной революции», как это произошло в Грузии, Украине и Киргизии. Конечно, в современной России нет ничего невозможного, но, на мой взгляд, те, кто верит в неизбежность «уличной революции», выдают желаемое за действительное.

В том, что касается эффективности, нам не хватает методов для точной оценки этого параметра в том или ином государстве. Например, Соединенные Штаты, которые уж точно нельзя считать хрупким государством, продемонстрировали такую эффективность в Ираке, Новом Орлеане или скандале с пытками и ЦРУ, что по сравнению с этим политика России в Чечне может считаться явным успехом.

Сегодняшнее российское правительство гораздо более эффективно, чем правительство Ельцина в 90-е годы. В то время большей частью страны не управляли вообще, национальная производительность упала более чем в два раза, а Кремль не мог провести через Думу, контролировавшуюся коммунистами, ни один законопроект. Но тогда немногие либералы говорили о крахе страны.

Конечно, сегодняшнюю Россию с трудом можно назвать моделью демократии, и некоторые тенденции вызывают тревогу. Но нелепо заявлять, что перед нами эволюция от ельцинской «Демократии» к путинской «Автократии». В наши дни с трудом можно себе представить, что танки будут стрелять в избранный парламент, а национальные богатства будут приватизироваться к выгоде членов семьи или деловых друзей президента, или то, что этим друзьям будет полностью передано управление государственной политикой.

Ситуация в России также очень отличается от ситуации на Украине перед « оранжевой революцией ». В стране нет своего Виктора Ющенко, возглавляющего оппозицию, и нет своего Кучмы - слабого и ненавидимого обществом президента. С 70-процентным уровнем народной поддержки никто не может упрекнуть Владимира Путина в нелегитимности или в том, что он с готовностью склонится перед оппозицией под давлением улиц.

Кроме того, в России народ мобилизуют не либералы, а коммунисты и националисты. Их красная или коричневая революция, конечно, будет цветной, но менее розовой, чем в мечтах либералов. Либералы должны усвоить простую мысль: в России уже произошла своя оранжевая революция в 1991 году, и ее результаты не были убедительными. Впрочем, как не убедительны эти результаты и на Украине. Политические кризисы в правительстве Ющенко показывают, что цветные революционеры также испытывают проблемы с эффективностью и демократией.

На самом деле, в глазах западных критиков, главная проблема правительства Путина заключается в том, что друзья его противников и их политические мыслители потеряли свое место в политической иерархии. В политике это может произойти со всеми и не оправдывает революцию, которая никогда не бывает безобидной. Несмотря на это, я не сомневаюсь, что в 2008 году, когда состоятся следующие президентские выборы, будет предпринята попытка свалить российское правительство совсем не путем голосования.

Источник
Der Standard (Австрия)

« Braucht est wirklich eine Orangenrevolution ? », Vjatcheslav Nikonow, Der Standard, 2 января 2006.