«Обратите внимание, прежде чем покупать. Бойкотируйте продукты апартеида»
Кампания против апартеида в Южной Африке (1981).

Миллионы активистов сумели увидеть органическую связь между оккупацией и колонизацией Палестины и различными важными глобальными вопросами, начиная с войны против Ирака и заканчивая мировой бедностью.

Как мы пришли к тому, что палестинские знамена стоят во главе антивоенных объединений и выступлений против мировых финансовых институтов, в которых доминируют США? Почему эти активисты расценивают лицемерие американской внешней политики в том, что касается Израиля/Палестины, как Ахиллесову пяту, которая могла бы позволить успешно поставить под вопрос гегемонию США? Как мы пришли к тому, что традиционные церкви и более 30 американских университетов проводят активные кампании по сокращению инвестиций и бойкотированию Израиля? Почему США и Израиль изолированы на международных форумах и в мировом общественном мнении?

Корни сионизма

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны сначала понять историю сионизма и корни сложной израильско-палестинской задачи, а затем посмотреть, как мы могли бы продвинуться к справедливому и длительному миру в Израиле/Палестине, что является ключом к миру и справедливости и в других местах.

В начале 1840 года императорское правительство Великобритании поручило подполковнику Джорджу Гоулеру, основателю британских тюремных поселений в Австралии, изучить обоснованность еврейских поселений в Палестине. В 1845 году Гоулер опубликовал свой труд Усмирение Сирии и Востока: Наблюдения и практические предложения по созданию еврейских поселений в Палестине, наиболее сдержанное и разумное средство для устранения нищеты в азиатской Турции. В 1852 году официальные лица Великобритании основали Ассоциацию по стимулированию создания еврейских поселений в Палестине. Эта ассоциация впоследствии превратилась в Фонд Палестины, первый конкретный проект современного сионизма.
Первые поселения сионистов были учреждены в Палестине в 1880 году. Движение получило развитие в 1896 году после публикации книги Die Judenstaat, написанной журналистом-евреем венгерского происхождения Теодором Херцлем, и образования Всемирной сионистской организации. Сегодня сионисты отвергают термин «колонизация», но первые сионисты, такие, как Херцль и Зеев Жаботински открыто говорили о еврейской колонизации. Жаботински, образ и философия которого превалируют в партии, находящейся у власти в Израиле – Ликуде, должен был сказать в 1923 году: «Сионистская колонизация, даже в самом ограниченном варианте, должна быть закончена или осуществляться вопреки воле коренного населения. Однако эта колонизация может продолжаться и распространяться, но только под защитой независимой силы местного населения – железной стены, которую не может переступить коренное население.»

Эволюция методов

За годы сионисты сумели изменить свои методы. В их стратегии произошло три главных сдвига, поскольку движение начало свою деятельность в конце девятнадцатого века. Первый сдвиг – это изменение поддержки. Переход из-под британской защиты под американскую опеку наиболее ярко наблюдался в период с 30-х по 60-е года. Второй сдвиг – принятие Фатх и Организации освобождения Палестины как групп, с которыми возможно вести переговоры по учреждению автономии для палестинцев в отдельных районах Западного берега реки Иордан и Сектора Газа. Третьим стратегическим сдвигом стала идея создания Палестинского мини-государства, включающего изолированные, отделенные территории на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа, на территории, составляющей менее пятой части исторической Палестины, оккупированной Израилем в 1967 году, по модели Бантустана в Южной Африке.

Французский плакат (1976)

Однако вопреки этим стратегическим сдвигам, современная сионистская программа остается неизменной в своих первоначальных целях - целях, которые разделяются всеми главными политическими игроками израильской политики (Ликуд, Лейбористы, ШАС и другие религиозные партии). Согласованная программа включает: отказ от полного освобождения секторов, незаконно оккупированных в 1967 году; отказ от предоставления права беженцам на возвращение в их дома и на их территории; отклонение концепций полного суверенитета и самоопределения для палестинцев и отказ изменять основные законы Израиля, которые являются дискриминационными для неевреев.

Неизменная цель

Таким образом, в то время как стратегия может меняться, цели политического сионизма остаются неизменными: требование сионистского контроля и максимума территорий с минимумом палестинцев на них (максимальная география с минимальной демографией). С 1947 по 1949 год это было реализовано путем чистого и простого перемещения 70 % коренных палестинцев из сектора, который должен был стать Израилем в 1949 году. Более 530 деревень и городов Палестины были полностью опустошены и вычеркнуты с новой карты Израиля. Даже сионисты-историки Израиля, такие как Бенни Моррис, сегодня признают это.

Согласно мнению большинства историков и рассекреченным документам, Израиль инициировал войну 1967 года, чтобы приобрести больше земель, часть которых предназначалась для ведения переговоров, а часть – для стратегических и экономических целей. Сразу после войны началась новая фаза колонизации в секторах, оккупированных на Западном берегу реки Иордан (включая Восточный Иерусалим). В целом 450 000 поселенцев пришло в эти сектора в течение последних 39 лет: 39 лет исполняется в 2006 году (в то время как 2% ушли из Сектора Газа в прошлом году, плюс еще 4% поселились в других секторах).

Американские друзья

Стражи среди американских средств информации уверены, что политический сионизм не поставлен под сомнение. Единственная тема дискуссий, разрешенная на страницах New York Times или в основных телепередачах, - это различные ответвления и стратегии сионизма. С другой стороны, мы видим, как буквально миллионы людей в Америке и в целом мире пользуются интернетом, читают между строк и ставят под сомнение сионистский рассказ. Мы видим, как тысячи евреев приходят к такому же заключению, как и музыкант и писатель Джилад Ацмон, израильский историк Илан Паппе и израильский антрополог Джефф Халпер: этот политический сионизм является проблемой. Они излагают по пунктам оптимистическое рассуждение о пост-сионизме, основанном на универсальной справедливости и правах человека. Они ставят вопрос: Если апартеид в Южной Африке был проблемой, то почему он является решением для Израиля / Палестины?

Те, кто последовательно выступает за политический сионизм, не могут его защищать, исходя из его собственных заслуг, поэтому они концентрируют свои усилия на том, чтобы отвлечь внимание и изменить реальность. Самый лучший пример – это игнорирование причин болезни и фокусирование внимания на одном из ее многочисленных симптомов: насилие коренных жителей по отношению к поселенцам (но это насилие не столь более смертельно, нежели насилие поселенцев по отношению к коренным жителям). Идея заключается в том, что если бы мы клеветали на коренных жителей и представляли их менее человечными, нас бы тогда не критиковали за то, что мы их убивали и забирали их земли.

Эта давнишняя стратегия оправдания грабежа. Она была использована французским правительством в Алжире, европейскими колонизаторами в Америке, апартеидом в Южной Африке, Соединенными Штатами Америки во Вьетнаме и в сотне других мест, где колониальные и экономические интересы западных стран сталкивались с правами коренного населения.

Израильский апартеид

Сионизм предполагает не только, чтобы евреи (включая обращенных евреев) уважали этнические, национальные и исторические права в Палестине, но чтобы эти права были выше прав коренного населения. В отличие от ситуации в Южной Африке, где работа черного населения была необходима, сионизм захотел заставить коренных жителей уйти. Просто целью сионизма было создать государство руками и для «евреев отовсюду», устранив большую часть коренных жителей, а затем удостовериться, что оставшееся меньшинство не имеет никаких шансов обладать равными правами.

Amnesty International констатировала: «В Израиле большинство законов определенно являются дискриминационными. Они восходят к моменту образования государства Израиль в 1948 году, которое подстегивалось фактом расистского геноцида, перенесенного евреями в Европе во время Второй мировой войны, и поэтому было основано на понятии Еврейского государства для евреев». Некоторые законы Израиля отражают этот принцип и, как следствие, являются дискриминационными для не евреев, в частности палестинцев, которые поколениями жили на этих землях. Различные отрасли права Израиля дискриминируют палестинцев. «Закон о возвращении», например, автоматически предоставляет израильское гражданство иммигрантам-евреям, в то время как палестинским беженцам, родившимся и выросшим там, где сейчас находится Израиль, отказывают даже в праве вернуться к себе домой. Другие постановления определенно оказывают предпочтительное отношение еврейским гражданам в области образования, местожительства, здравоохранения и занятости.

«Никакого оружия для Южной Африки» (1974)
Израиль и ЮАР вместе разработали свою программу по вооружению и свои собственные службы коммуникации.

Сионизм представлял собой колониальное предприятие Великобритании, которое позже должно было рассматриваться как один из возможных ответов на дискриминацию в Европе. Другие ответы на дискриминацию, как, например, социализм и гуманизм были, на самом деле, доступны и обладали по крайней мере равной силой. Сионизм может рассматриваться как ответ националистов, этноцентристов и шовинистов XIX века – во время большей части эпохи ашкенази (из Центральной Европы) – на европейский шовинистический и этноцентристский национализм той эпохи. Именно в этом смысле происходит попытка ассимиляции некоторыми евреями европейской колониальной модели, ныне устаревшей.

В этом смысле неудивительно, что лобби сионистов подтолкнуло США в неоколониальную эру, упрочивающую эти устаревшие формы человеческих отношений. В обществе, которое ратует за равенство и отделение церкви от государства, согласованная кампания масс медиа оправдывает «превентивное» вторжение других стран, апартеид на религиозной почве, разделение на сектора, этнические чистки и строительство стен вокруг «нежелательного» и изолированного народа. Защитники сионизма не считают противоречивым говорить о равенстве в Америке и Европе и поддерживать дискриминацию и устранение палестинских беженцев (потому что они не евреи) в Палестине/Израиле. Сотни миллионов долларов были потрачены различными группами: начиная с «Лиги против клеветы» (ADL) и заканчивая Американским еврейским комитетом по общественным отношениям США и Израиля (AIPAC), в том числе исследовательскими центрами столицы нашего государства, для продвижения несостоятельных идей.

Безжалостные усилия многочисленных людей по защите апартеида и разделения государств могут быть описаны только как симптомы, в лучшем случае, когнитивного диссонанса, в худшем – расизма. В их мире по Оруэллу, оккупация становится «безопасностью», беспощадная колонизационная и оккупационная война - «продвинутой демократией», «мирным процессом», стена апартеида - «оградой для безопасности». Быть анти- или пост-сионистом стало означать выступать против евреев, и «умеренность» стало кодовым словом для нарушения международного права и лишения основных прав человека.

Наши требования

В июле 2005 года более 170 гражданских общественных организаций Палестины опубликовали исторический документ. В нем излагаются устойчивые нарушения международных и гуманитарных законов и конвенций Израилем. Документ приглашает «организации мирового гражданского общества и сознательных людей всего мира объявить бойкот и ввести в действие инициативы по отводу инвестиций из Израиля, как это было сделано в Южной Африке в эпоху апартеида».

В обращении заявляется: «Эти ненасильственные карательные меры должны будут поддерживаться до тех пор, пока Израиль не будет уважать обязательство по признанию неотъемлемого права палестинцев на самоопределение и не будет полностью соблюдать предписания международного права:
 Положить конец оккупации и колонизации всех арабских земель и снести Стену;
 Признать основные права арабских и палестинских граждан Израиля при абсолютном равенстве;
 Соблюдать, защищать и способствовать осуществлению прав палестинских беженцев на возвращение в их дома и их собственности, как это предусмотрено 194 резолюцией ООН.
»

Мы предлагаем, чтобы мировое гражданское общество всерьез восприняло это обращение и создало открытую для всех коалицию в качестве мирового движения против сионизма или мирового движения против израильского апартеида. Достоинством этого станет принесение мира и справедливости всем народам, независимо от их религии или этнической принадлежности. Также это станет значительным вкладом в изобличение программ правительства Соединенных Штатов по господству и гегемонии на Ближнем Востоке, кстати, проявляющихся и в их поддержке сионизма.