Наш корреспондент Дарья Асламова встретилась с известным французским публицистом и политологом Тьерри Мейсаном

Панарабское домино

После выхода этой книги в 2002 году, господин Мейсан стал «персоной нон грата» в США, «угрозой безопасности» НАТО, а Кондолиза Райс назвала его «основным источником американской дезинформации в мире». Опасаясь мести американских спецслужб, Тьерри Мейсан покинул Европу и переехал на постоянное местожительство в Бейрут, Ливан. В последние годы французский журналист занимается глубинным исследованием арабского мира.

 Господин Мейсан, голоса экспертов по Ближнему Востоку звучат растерянно и взволнованно: «Мы знаем, что мы ничего не знаем». Стали ли для вас арабские события неожиданностью?

 И да, и нет. Все знали, что в Египте что-то произойдет, но не знали когда. Все понимали, что Мубарак очень болен, и у него нет нормального наследника. Он пытался навязать своего сына Гамаля, хотя Генштаб был категорически против. Я думал, что революция случится даже раньше – во время голодных бунтов или кризиса отношений с христианами-коптами. Так или иначе – в момент смерти Мубарака кризис бы неизбежно разразился. Но это произошло именно сейчас и совпало с бунтом в Тунисе. Кажется, что Египет пошел за Тунисом, но это оптический обман. События и причины разные.

 Но вслед за Египтом поднялись Йемен, Бахрейн, Ливия. Трудно не увидеть здесь связи!

 Да, это одна арабская волна, но то, что объединяет эти революции, - корни, а не причины. В течение последних лет развивается процесс взросления арабской нации. Ее политическая зрелость привела к тому, что все взорвалось одновременно. В Египте и Тунисе главная причина – экономическая. В Бахрейне, отнюдь не бедной стране, проблема в другом. Там полностью прервалась связь между царствующей фамилией и народом. В Йемене нарушено равновесие между племенами, и власть уже не является компромиссной. Но очевиден общий порыв: люди повсюду поднимаются против власти США и Израиля. То, что объединяет арабские революции, - жажда свободы от империализма и ощущение родства. Раз мы все восстали одновременно, значит, мы единый народ. Это посмертная победа египетского президента Насера с его идеей панарабизма. В сущности, панарабизм придумали англичане с целью разрушить единство исламского мира, но теперь он стал реальностью. Во времена Насера еще не было такого духа коллективизма, и арабы даже говорили на разных диалектах, часто не понимая друг друга. Но в последние годы спутниковое телевидение сотворило чудо: поднялся уровень образования, люди заговорили на одном языке и стали интересоваться тем, что происходит в разных уголках арабского мира.

Американцы хотели поставить в Каире своего Ющенко-Саакашвили

 Можно ли поставить египетскую революцию в один ряд с «цветными»?

 Нет, это подлинная революция и настоящие события, не имеющие ничего общего с политтехнологиями. Но США немедленно вмешались и попытались направить революционное движение в нужную им сторону. На площади Тахрир тут же появились добрые люди, которые стали распространять 26-страничную книжечку на арабском языке, где есть планы организации демонстраций и дан список простых и полезных советов. Например: как брататься с полицией, как выглядеть (спортивная обувь, чтобы быстро бегать, капюшон и платок для защиты от слезоточивых газов, цветочки в руках, чтоб доказать мирные намерения), какие нужны слоганы (ясные и лаконичные, которые бы устраивали всех и сводились к тому, что египетский народ един). Те же книжки раздавались в свое время в Грузии и на Украине. И раздавали их те же люди – по моим сведениям, сербы, что работали в Европе и Ливане (у них самый большой опыт «цветных» революций). Чтобы манипулировать толпой, много народу не нужно, - хватит отряда в сто человек. Надо просто «вычленить» в массе людей заводил, вызвать их симпатию («Мы ваши друзья», «Диктатор должен уйти!») и объединить их с американскими журналистами («Ваша демонстрация должна пройти там, где стоят камеры CNN, прямой эфир во столько-то»). Каков результат всей этой кипучей деятельности? Американцам удалось установить контроль над изобразительной стороной – над «картинкой». Но не так просто вложить в головы людей определенные идеи. Почему американцы легко «слили» Мубарака? Он блокировал ситуацию и не давал США развиваться в регионе. Все эти диктаторы, как только получают власть, через некоторое время пытаются руководить сами. Никто не хочет быть марионеткой. Идея американцев заключалась в том, чтобы поставить во главе Египта вице-президента Омара Сулеймана, жестокого, рафинированного и тонкого человека, активно работающего с Моссадом. Вместо массивного Мубарака США могли бы иметь более гибкого партнера. Ничего из этого не вышло, люди не захотели Сулеймана. К власти пришла военная хунта по типу пиночетовской. На самом деле США не знают истинных убеждений военных руководителей Египта. Пока они были просто солдатами и подчинялись, они не афишировали своих взглядов. Эта хунта уже сейчас выходит из-под влияния США. Она разрешила двум иранским кораблям пройти через Суэцкий канал и провезти оружие в Сирию. Американцы вскоре попытаются сменить хунту, и Египет может ожидать серия госпереворотов. Стабильность будет обеспечена только, если улица полностью примет и одобрит власть военных.

Раньше революционеров готовили в СССР, а теперь - в Иране

 Что подготовило взрыв в арабском мире? Каковы глубинные причины?

 Все началось еще в 2006 году, когда Израиль напал на юг Ливана. Степень интенсивности той войны до сих пор никто не понял. Израильтяне бомбили Ливан по старым «вьетнамским» методам. То, что называют «ковровыми бомбардировками». Они решили полностью уничтожить дом за домом, чтобы все население сбежало, и потом аннексировать территорию. Самолеты летели хвост в хвост друг другу, - воздушное пространство оказалось слишком тесным. Работала настоящая производственная машина смерти. Потом израильтяне отправили огромное количество танков в Ливан, и «Хезболла» с крошечной группировкой бойцов выкинула их оттуда. Невероятное историческое событие, которое не укладывается в голове! Человеческий дух победил военную машину! Помните, когда Джордж Буш выбежал на авансцену и потребовал прекратить войну? Почему? Ведь сначала он говорил: «Пусть Израиль делает свое дело». Да потому, что он понял: «Хезболла» вот-вот войдет на территорию Израиля. В этот момент люди на Ближнем Востоке сказали себе: «Черт! Мы можем победить Израиль!» Как же Хезболле удалось выиграть войну? Не только благодаря качественному русскому и иранскому оружию и умению вести партизанскую войну. Прежде всего, благодаря идеологическому и военному воспитанию, полученному в Иране. В аэропорту Бейрута есть отдельная взлетная полоса, которая отведена специально под «Хезболлу». Два раза в неделю огромный самолет отвозит молодых людей на стажировку в Иран на три-четыре месяца.

После войны в Ливане и палестинский «Хамас» сказал себе: да, иранцы - шииты и люди не без странностей, но у них в руках решение победы. И «Хамас» завязал тесные связи с Ираном, а его люди отправились туда на воспитание. Когда в декабре 2008-го Израиль начал бомбардировку сектора Газа с целью перебить всех руководителей «Хамаса», у него ничего не вышло. Никто из лидеров группировки не пострадал. И тогда все сказали себе: если палестинцы, которые 60 лет только и делают что проигрывают одну битву за другой, после полутора лет, проведенных в Иране, сумели оказать сопротивление, значит, иранцы знают секрет. И народ ломанулся туда целенаправленно. Люди из разных организаций с разной идентичностью сейчас проходят подготовку в одном и том же месте, а «Хезболла» повсюду открывает свои ячейки, в том числе и в Египте. Ситуация напоминает времена Холодной войны, когда лидеры социалистических и антиимпериалистических революций вроде бы не получали указаний из Москвы, но все почему-то учились в Университете имени Лумумбы. Так и сейчас: нельзя сказать, что за революцией в Египте стоит Иран, но, очевидно, многие видные революционеры пользуются иранскими рецептами и впитывают в себя энергию хомейнизма. Шиизм Хомейни стал формой экзальтации, культом восстания против несправедливого и нелегитимного жизнеустройства.

Только Россия способна примирить арабов с Израилем

 Какими будут отношения Египта с Израилем? Пришедшие к власти военные всячески декларируют приверженность мирному договору.

 Пустые слова. Для египтян Палестина – фундаментальный вопрос. Они в течение долгих лет испытывали чувство стыда за то, что происходило в секторе Газа. Да, они приняли мысль о мире с Израилем, но не смогли смириться с блокадой Газы. «Как наши братья могут оставаться за стеной?» И Египту, и Израилю придется возвращаться назад и переигрывать ситуацию. Мирный договор сейчас под большим вопросом. В этом регионе невозможно просто иметь добрую волю, которая приведет к компромиссу. И никто не способен идти на уступки. Там настолько интенсивный конфликт, что каждый должен встать на ту или другую сторону. Тот, кто пойдет на компромисс, будет заведомо в проигрыше. Я имею в виду и Россию с ее политикой равновесия в палестино-израильском конфликте. При столкновении интересов такой интенсивности о равновесии уже и речи не идет. Вообще Россия должна была бы принять сторону Палестины, но она не осмеливается это сделать из-за боязни потерять доверие и контакты с миллионом русскоговорящих граждан Израиля. Однако, политика баланса не оправдывает себя: если ты дашь немножко одному и немножко другому, то все будут недовольны. России стоило бы вмешаться в конфликт с целью провести мирные переговоры и сделать то же самое в Палестине, что сделали Де Клерк и Мандела в Южной Африке.

 Вы имеете в виду проект единого государства, объединяющего евреев и палестинцев? Утопия! Я еще могу представить себе арабов, согласных на жизнь в одной квартире с евреями, но найти израильтян, готовых отказаться от проекта еврейского государства, почти невозможно.

 Но это единственный путь, чтобы избежать войны, - постараться найти правильных людей с обеих сторон и усадить их за стол переговоров. И Россия, возможно, единственная в мире страна, способная это сделать. Ей доверяет не только русскоязычное население Израиля, но и арабский мир, сохранивший чудесные воспоминания об СССР.

Соединенные Штаты Аравии

 Каким будет расклад сил, когда схлынет волна революционного хаоса?

 Авторитет США в регионе совсем исчезнет. Конечно, они не позволят себя просто так зачистить, будут откаты и возвращения, но, в целом, их доминирование сойдет на нет. Эффект домино здесь не в том, что революции следуют одна за другой, а в повсеместном крахе американской системы. Звенья единой цепи рушатся, и американцы не могут заниматься починкой в каждом месте. Они опоздали. Арабские государства созрели одновременно, и это реально придает им большие силы.

 Возможно ли возникновение в будущем новых США – Соединенных Штатов счастливой Аравии?

 До этого еще очень далеко. Хотя идея давно витает в воздухе.

Источник
Комсомо́льская пра́вда (Россия)