Я глубоко тронут вашим теплым приемом и весьма почтен тем, что вы позволили мне выступить в этом высоком собрании во второй раз. Я вижу здесь многих старых друзей. Я вижу много новых друзей Израиля – демократов и республиканцев!
У Израиля нет лучшего друга, чем Америка; у Америки нет более верного друга, чем Израиль. Мы вместе в борьбе за мир. Мы вместе в борьбе с терроризмом. Поздравляю, Америка, поздравляю вас, г-н Президент – вы уничтожили бин Ладена. Скатертью дорога!
На нестабильном Ближнем Востоке Израиль – единственный якорь стабильности. В регионе, где нет постоянных друзей, Израиль – непоколебимый союзник Америки. Израиль всегда был про-американским. Израиль всегда останется про-американским!
Друзья, вам не нужно заниматься в Израиле национальным строительством. Мы уже все построили. Не надо экспортировать демократию в Израиль – она у нас уже есть. И не надо посылать американских солдат, чтобы защитить Израиль – мы сами защищаем себя. Благодаря вашей огромной щедрости у нас есть все, что нам нужно, чтобы самим обеспечить свою безопасность. Спасибо вам, спасибо президенту Обаме, за вашу твердую приверженность безопасности Израиля. Я знаю, что дела с экономикой обстоят непросто. Тем глубже мое чувство благодарности.
Поддержка Израиля – это мудрое капиталовложение в наше общее будущее. На Ближнем Востоке сейчас разворачивается историческая битва – между тиранией и свободой. Земля содрогается от Хайберского перевала до Гибралтарского пролива. Эти подземные толчки уже сокрушили государства и свалили правительства. Все мы видим, что земля все еще движется. Этот исторический момент обещает новую зарю свободы и новые возможности. Миллионная молодежь полна решимости изменить свое будущее к лучшему. Все мы наблюдаем за ними. Они полны мужества. Они рискуют своими жизнями. Они отстаивают свое человеческое достоинство. Они желают свободы.
Эти необыкновенные сцены в Тунисе и Каире напоминают нам о Берлине и Праге в 1989 году. Однако, разделяя их надежды, мы должны помнить, что эти надежды могут быть растоптаны, как в Тегеране в 1979 году. Вы помните, как это было: короткая демократическая весна обернулась жестокой, неумолимой тиранией. Эта диктатура задушила демократическую Революцию Кедров в Ливане, отдав эту многострадальную страну на расправу средневековому режиму Хизбаллы.
Итак, сегодня Ближний Восток находится на судьбоносном перекрестке. Как и все вы, я молюсь за то, чтобы народы нашего региона выбрали непроторенный путь - путь свободы. Никто лучше вас не знает, как выглядит этот путь. Он вымощен не только выборами. Он прокладывается, когда правительства разрешают протесты на городских площадях, когда ограничивается власть правителей, когда судьи подчиняются не диктату, но закону, когда права человека побеждают племенную лояльность и суд толпы.
Израиль всегда придерживался этого пути. Ближний Восток долго его отвергал. В регионе, где женщин побивают камнями, где вешают гомосексуалистов, где преследуют христиан, Израиль выделяется. Мы – другие.
Как предсказывала великая английская писательница Джордж Элиот более века назад, воссозданное Еврейское государство будет "сиять, как ясная звезда свободы, над деспотиями Востока". Что ж, она была права. У нас есть свободная пресса, независимые суды, открытая экономика, бурные парламентские дебаты. Вы думаете, что вы круто обходитесь друг с другом здесь в Конгрессе? Приезжайте, проведите один день в Кнессете.
Отважные арабские манифестанты добиваются сегодня тех же прав для себя, для своего общества, для своих народов. Мы гордимся тем, что более миллиона арабских граждан Израиля уже десятилетиями пользуются этими правами. Из 300 миллионов арабов Ближнего Востока и Северной Африки только арабы Израиля пользуются подлинными демократическими правами. Остановитесь на секунду, задумайтесь. Из трехсот миллионов – менее полпроцента по-настоящему свободны, и все они – граждане Израиля!
Этот поразительный факт открывает нам простую истину: Израиль – это не проблема Ближнего Востока, Израиль – это решение проблем Ближнего Востока!
Израиль полностью поддерживает желание наших арабских соседей быть свободными. Мы мечтаем о том дне, когда окажемся одной из многих подлинных демократий на Ближнем Востоке.
Пятнадцать лет назад, стоя за этой трибуной, я сказал, что демократия должна пустить корни в арабском мире. Что ж, этот процесс пошел. Это начало обещает блестящее будущее мира и процветания, ибо я верю - подлинно демократический Ближний Восток достигнет и подлинного мира.
Но пока мы верим в лучшее и пытаемся этого добиться, мы должны сознавать, какие мощные силы противостоят такому развитию событий. Они противостоят модернизму, они противостоят демократии, они противостоят миру.
Главная среди этих сил – Иран. Тегеранская тирания зверствует над своим собственным народом. Она способствует нападениям на американских солдат в Афганистане и Ираке. Она порабощает Ливан и Газу. Она – спонсор всемирного террора.
Когда я был здесь в последний раз, я предупреждал об угрожающих последствиях иранской гонки ядерных вооружений. Теперь наше время подходит к концу, и история может вскоре совершить крутой поворот. Самой страшной опасностью, угрожающей человечеству, станет тогда агрессивный исламистский режим, вооруженный атомной бомбой.
Воинствующий ислам угрожает всему миру – и исламу. Я не сомневаюсь, что рано или поздно он будет повержен. Он падет под натиском сил свободы и прогресса. Но, как и все прочие обреченные фанатики, исламисты могут заставить нас заплатить ужасной ценой за свой неизбежный разгром.
Появление у Ирана атомной бомбы разожжет на Ближнем Востоке гонку ядерных вооружений. Оно гарантирует террористам "ядерный зонтик" безнаказанности. Оно превратит угрозу ядерного терроризма в конкретную и непосредственную опасность для всей планеты. Я хочу, чтобы вы поняли, что это значит. Они смогут спрятать бомбу везде. Они смогут поместить ее в боеголовку ракеты, в контейнер на сухогрузе, в чемодан в метро.
Угрозу моей стране нельзя переоценить. Те, кто ее игнорируют, прячут голову в песок. Не прошло и семидесяти лет после убийства шести миллионов евреев, как лидеры Ирана, отрицая Холокост, призывают к уничтожению Еврейского государства.
Лидерам, источающим такой яд, должен быть закрыт вход в любой респектабельный форум на планете. Но есть нечто, что делает наше возмущение еще большим: отсутствие возмущения. Большая часть "международного сообщества" встречает призывы к нашему уничтожению абсолютным молчанием, спеша осудить Израиль за наши попытки защитить себя от террористических сателлитов Ирана.
Но не вы! Не Америка! Вы поступили иначе. Вы заклеймили иранский режим за его стремление к геноциду. Вы приняли жесткие санкции против Ирана. История воздаст дань почести тебе, Америка!
Президент Обама заявил, что Соединенные Штаты полны решимости не допустить появления у Ирана атомного оружия. Он успешно провел в Совете Безопасности ООН кампанию по принятию санкций против Ирана. Вы в Конгрессе приняли еще более жесткие санкции. Эти слова, эти дела имеют жизненно важное значение.
Тем не менее, режим аятолл только раз ненадолго приостановил свои ядерные приготовления – в 2003 году, когда они всерьез опасались возможности военного вмешательства. В том же году, Муаммар Каддафи отказался от собственной ядерной программы – по тем же самым причинам. Чем больше Иран верит в то, что все варианты воздействия возможны, тем меньше шансы на конфронтацию.
Вот почему я прошу вас продолжать однозначно декларировать – Америка никогда не позволит Ирану вооружиться атомной бомбой!
Что касается Израиля, то если история чему-нибудь научила еврейский народ, так это необходимости всерьез воспринимать угрозы нашего уничтожения. Когда мы говорим "Никогда больше", мы именно это и имеем в виду. Израиль всегда сохраняет за собой право на самозащиту.
Друзья, в то время как Израиль будет всегда бдительно стоять на страже своей безопасности, мы никогда не откажемся от поисков мира. Израиль хочет мира. Израилю нужен мир. Мы уже добились исторических мирных соглашений с Египтом и Иорданией, которые выдержали испытания временем.
Я помню, что значила для нас жизнь без мира. Я сам чуть не погиб в перестрелке посреди Суэцкого канала. Я сражался с террористами на берегах реки Иордан. Слишком многие израильтяне потеряли своих любимых и близких. Я знаю их боль. Я потерял брата.
Никто в Израиле не хочет возвращения к этим трагическим дням. Мир с Египтом и Иорданией служил все эти годы якорем стабильности и мира в сердце Ближнего Востока. Он должен быть подкреплен экономической и политической поддержкой для всех, кто остается приверженцем мира.
Мирные соглашения с Египтом и Иорданией жизненно важны, но их недостаточно. Мы должны найти путь к прочному миру с палестинцами. Два года назад, я публично объявил о нашей приверженности принципу двух государств для двух народов – палестинского государства рядом с еврейским. Я готов пойти на болезненные компромиссы ради исторического мирного соглашения. Я – лидер Израиля, и моя обязанность – вести мой народ к миру.
Для меня это – нелегкая задача. Я сознаю, что ради подлинного мира нам придется уступить часть Родины еврейского народа. В Иудее и Самарии, еврейский народ не является иностранным оккупантом. Мы не англичане в Индии, не бельгийцы в Конго! Это – земля наших праотцев, Земля Израиля, куда Аврааам принес весть о том, что Б-г един, где Давид шел на битву с Голиафом, где пророку Исайе открылось видение вечного мира. Никакое извращение истории не может отрицать четыре тысячи лет нерушимой связи между еврейским народом и еврейской землей.
Однако есть и другая правда. Этот маленький участок земли делят с нами палестинцы. Мы хотим такого мира, при котором они не будут ни нашими согражданами, ни нашими подданными. Они имеют право на достойное национальное существование, свободный, жизнеспособный и независимый народ в своей собственной стране. Они имеют право на процветающую экономику, которая откроет путь к реализации их инициативы и творческих сил.
Мы уже видим, что это возможно. За последние два года, палестинцы начали строить для себя лучшую жизнь. Этими усилиями руководил премьер-министр Салам Фаяд, которому я желаю скорейшего выздоровления после перенесенной им операции.
Мы помогли палестинской экономике, убрав сотни барьеров и блокпостов, открыв путь свободному передвижению людей и товаров. Результаты иначе, как впечатляющими, не назовешь. Палестинская экономика переживает бум. Она растет более чем на 10% в год. Палестинские города выглядят сегодня совсем по-другому, чем несколько лет назад. Там появились торговые центры, кинотеатры, рестораны и банки. Там даже развивается виртуальная коммерция. Все это происходит, когда мира между нами нет. Представьте, что будет, когда мир наступит. Мир ознаменует новый день для наших народов, он превратит мечту о более широком арабо-израильском урегулировании в реальную возможность.
И тут встает вопрос, который вы обязаны задать: если преимущества мира с палестинцами столь очевидны, почему до сих пор мир ускользает от нас? Ведь все израильские премьер-министры, включая меня, со дня подписания соглашений Осло были согласны на создание палестинского государства. Так почему мир до сих пор не наступил?
Да потому, что до сих пор палестинцы не хотели принять свое государство, если это означало признание и принятие Еврейского государства рядом с ним.
Видите ли, конфликт между нами никогда не имел отношения к созданию палестинского государства. Это конфликт о существовании еврейского государства. В 1947 ООН решила поделить эту землю между арабами и евреями. Евреи сказали да, арабы сказали "нет". В последние годы, палестинцы дважды отвергали щедрые предложения израильских премьер-министров создать для них государство почти на всей территории, завоеванной Израилем в ходе Шестидневной войны.
Они просто не пожелали завершить этот конфликт. К сожалению, я должен подчеркнуть: они продолжают учить своих детей ненавидеть, они называют площади именами террористов, и, что хуже всего, они лелеют надежду, что когда-нибудь они наводнят Израиль потомками палестинских беженцев.
Друзья, все это должно закончиться. Президент Аббас должен сделать то, что уже сделал я. Я встал перед своим народом – и мне это было нелегко – и сказал: "Я соглашусь на создание палестинского государства". Пришло время, чтобы президент Аббас так же встал перед своим народом и сказал: "Я соглашусь признать Еврейское государство"!
Эти слова изменят историю, они продемонстрируют палестинскому народу, что наш конфликт должен завершиться, что они строят свое государство не для того, чтобы продолжить войну с Израилем, а чтобы навсегда ее завершить. Они убедят израильский народ, что у него есть подлинный партнер для мира. Я буду готов к далеко идущему компромиссу.
Такой компромисс должен отражать драматические демографические перемены, происшедшие с 1967 года. Подавляющее большинство из 650 тысяч израильтян, проживающих за линией прекращения огня 1949 года, живут в городских кварталах и пригородах Иерусалима и Большого Тель-Авива. Эти районы тесно заселены, но географически невелики. В любом реалистическом мирном соглашении они, как и другие районы критической стратегической и национальной важности, войдут в окончательные границы Израиля.
Статус поселений будет определен только на переговорах, но мы должны быть честными. Поэтому сегодня я говорю то, что должно быть сказано вслух всяким, кто всерьез относится к делу мира. При любом мирном соглашении, означающем конец конфликта, некоторые поселения окажутся за пределами границ Израиля. Точные контуры этих границ должны быть согласованы на переговорах. Мы будем весьма щедрыми при определении территории будущего палестинского государства. Однако, как сказал президент Обама, граница будет отличаться от той, которая существовала 4 июня 1967 года. Израиль не вернется к "границам 67 года", которые нельзя защитить.
Мы понимаем, что палестинское государство должно быть достаточно большим, чтобы вести нормальное существование, чтобы быть независимым и процветать. Президент Обама справедливо назвал Израиль Родиной еврейского народа, а будущее палестинское государство – Родиной палестинцев. Евреи всего мира имеют право на иммиграцию в еврейское государство. Палестинцы со всего мира должны получить право иммигрировать в новое палестинское государство, если они того пожелают. Это значит, что проблема палестинских беженцев будет решена вне пределов Израиля.
Что же касается Иерусалима, то только демократический Израиль защитил свободу вероисповедания всех конфессий в святом городе. Иерусалим никогда больше не должен быть поделен. Он должен навсегда остаться единой столицей Израиля! Я знаю, что для палестинцев это – сложная проблема. Я убежден, что при наличии доброй воли можно будет найти ей творческое решение.
Таков мир, которого я стремлюсь достичь вместе с палестинским партнером, приверженным миру. Но вы прекрасно знаете, что на Ближнем Востоке прочным будет только тот мир, который можно защитить.
Мир должен держаться на прочном якоре безопасности. В последние годы Израиль отступил из южного Ливана и из Газы. Мы думали, что получим мир. Вместо этого мы получили 12 тысяч ракет, выпущенных из этих районов по нашим городам, по нашим детям, террористами Хамаса и Хизбаллы. Миротворцы ООН в Ливане не смогли предотвратить контрабанду этого оружия. Европейские наблюдатели в Газе? Они испарились за одну ночь. Поэтому если Израиль попросту покинет территории, ничто не остановит поток оружия в будущее палестинское государство. Ракеты, выпущенные с его территории, смогут поразить буквально каждый израильский дом менее чем за минуту. Я хочу, чтобы вы тоже подумали об этом. Представьте, что прямо сейчас у нас осталось меньше 60 секунд, чтобы найти укрытие от летящей на нас ракеты. Согласились бы вы так жить? Кто-нибудь готов так жить? Так вот и мы так жить не будем.
Правда состоит в том, что Израиль нуждается в уникальных гарантиях безопасности, потому что мы – одна из самых маленьких стран в мире. Израиль в границах 67 года был бы в ширину наполовину меньше Вашингтонского кольцевого шоссе. Вот вам и вся "стратегическая глубина". Для безопасности Израиля жизненно необходимо гарантировать полную демилитаризацию палестинского государства и долговременное военное присутствие Израиля в Иорданской долине. Прочные гарантии безопасности необходимы не только для того, чтобы защитить мир, но и для того, чтобы защитить Израиль, если мирное соглашение развалится. В нашем нестабильном регионе никто не может гарантировать, что сегодняшний партнер по миру будет там и завтра. Причем говоря "завтра", я не имею в виду "когда-нибудь в будущем". Я имею в виду – завтра. Буквально.
Мир может быть заключен только за столом переговоров. Палестинская попытка навязать какое-то "решение" через ООН не принесет мира, и все, кто стремится к завершению этого конфликта, должны решительно противостоять этой авантюре. Я высоко ценю четкую позицию президента Обамы по этому вопросу. Мир нельзя навязать, о мире можно только договориться. А договориться можно только с партнером, который стремится к миру.
Хамас – не партнер по миру. Хамас по-прежнему привержен цели уничтожения Израиля и терроризму. У них есть хартия. Эта хартия призывает не только к уничтожению Израиля, но и к убийству евреев "везде, где вы их найдете". Лидер Хамаса заклеймил "убийство" Усамы бин Ладена и восславил его как "святого воина". Я хочу, чтобы всем было ясно – Израиль готов сегодня сесть за стол переговоров и говорить о мире с Палестинской администрацией. Я верю, что мы можем открыть нашим детям путь в блестящее будущее. Но Израиль не будет вести переговоры с палестинским правительством, за которым стоит палестинская версия Аль Каеды.
Поэтому я обращаюсь к президенту Аббасу: Разорвите ваш пакт с Хамасом, сядьте за стол переговоров, примиритесь с Еврейским государством! Если вы это сделаете, я обещаю вам, Израиль не будет последним государством, которое будет приветствовать вступление Палестины в состав Объединенных Наций. Мы будем первыми!
Друзья, великие испытания прошлого века, как и разворачивающиеся на наших глазах события века нового, свидетельствуют о решающей роли Соединенных Штатов в борьбе за дело мира и свободы. Провидение поставило Америку на стражу свободы. Все свободолюбивые народы связаны по отношению к вашей великой нации долгом глубокой благодарности. Среди самых благодарных народов – мой народ Израиля, который сражался за свою свободу и выживание, несмотря на трагически неравные шансы, как в древние времена, так и в наши дни.
От имени еврейского народа и Еврейского Государства я говорю вам, представители американского народа – спасибо. Спасибо за вашу непоколебимую поддержку Израиля. Спасибо за то, что вы гарантируете, что пламя свободы ярко сияет по всему миру. Да благословит вас всех Б-г. Да благословит Г-сподь навсегда Соединенные Штаты Америки!
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter