Запланированный на ближайшее время визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза в Россию может стать вехой в развитии отношений между двумя странами. История российско-саудовских отношений насчитывает более 80 лет. Советский Союз был одной из первых стран, признавших независимое Саудовское государство и установивших в 1926 г. с Королевством Саудовская Аравия (КСА) дипломатические отношения. Первым послом Советской России в Эр-Рияде стал видный советский дипломат, востоковед и общественно-политический деятель Карим Хакимов.

В мире ислама король Саудовской Аравии носит титул Служителя двух святынь – Мекки и Медины. КСА возглавляет Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда входят кроме КСА, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Бахрейн и Оман. ССАГПЗ координирует свои действия в области экономики и политики и имеет общие вооруженные формирования, которые носят название «Щит Аравийского полуострова». Наконец, Саудовская Аравия – одно из богатейших нефтедобывающих государств мира, ведущий член Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз вступил на престол в январе 2015 г. после смерти правившего до него короля Абдаллы бен Абдель Азиза. В апреле 2015 г. король Салман произвёл значительные изменения в системе престолонаследования и в правительстве. Ранее по традиции престол наследовался сыновьями основателя династии Абдель Азиза ас-Сауда, то есть переходил от брата к брату. Такая система по мере старения наследников создавала определённые трудности.

В настоящее время в результате проведенной королем реформы наследником престола назначен не брат правящего короля принц Мукрин бен Абдель Азиз (род. в 1946 г.), который является последним сыном основателя династии, а племянник короля Салмана принц Мухаммед бен Найеф (род. в 1959 г.). Вторым в порядке престолонаследия король назначил своего сына Мухаммеда бен Салмана (род. в 1985 г.). Таким образом, в системе престолонаследия король перешагнул через поколение, выдвинув более молодых наследников, и в то же время не нарушил традиционную преемственность власти.

Насколько новый порядок престолонаследия укрепит королевство, покажет будущее, так как сыновья основателя династии имеют свои, зачастую конкурирующие группировки. Что касается изменений в правительстве, то ставший наследником престола Мухаммед бен Найеф сохранил за собой пост министра внутренних дел и занял полагающуюся ему по титулу должность заместителя премьер-министра. Второй в очереди престолонаследия Мухаммед бен Салман, сохранив руководство Вооруженными силами КСА, стал вторым заместителем премьер-министра. В то же время возглавлявший на протяжении 40 лет Министерство иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал (род. в 1940 г.) отправлен в отставку. Его заменил бывший посол КСА в США Адель аль-Джубейр (род. в 1962 г.), не принадлежащий к Саудовской династии.

Намерение нового руководства КСА развивать отношения с Россией можно рассматривать как тенденцию, способную повлиять не только на двусторонние отношения, но и на ближневосточную политическую динамику, и даже на мировую политику в целом. Отношения между КСА и РФ, развивавшиеся достаточно стабильно на протяжении 2000-х годов, осложнились после начала сирийского кризиса, а также после военного вмешательства Эр-Рияда на Бахрейне и начала бомбардировок саудовскими ВВС Йемена. Сегодня налицо стремление сторон улучшить отношения друг с другом, свидетельством чего стали переговоры членов Саудовской династии с российским руководством и заявления представителей КСА о том, что «РФ и КСА могли бы развивать взаимовыгодное сотрудничество, как это происходит между РФ и Турцией, несмотря на различие их позиций в отношении сирийского кризиса».

В последнее время количество региональных проблем, стоящих перед Эр-Риядом, заметно возросло. Поддержка Саудитами исламистских вооруженных группировок, оппозиционных правительству Башара Асада, привела к резкому усилению «Исламского государства», которое выступает с угрозами по адресу Саудовской династии. В Йемене Саудовская Аравия и возглавляемая ею коалиция арабских стран, поддержанная Соединёнными Штатами, начали бомбардировки позиций хуситов, добиваясь возвращения смещенного и бежавшего в КСА президента Хади. Однако хуситов поддерживает не только значительная часть населения Йемена, но и Иран. Бомбардировки, вызвавшие многочисленные жертвы среди мирного населения, ничего саудовцам не дали. Подавить хуситское движение не удалось, более того, разрушением государственности в Йемене воспользовалась «Аль-Каида Аравийского полуострова», также угрожающая правящей династии.

Могли ли в Эр-Рияде прийти к выводу о том, что интересы королевства требуют корректировки политики односторонней ориентации на США? Пока на этот вопрос нет ответа. Вместе с тем визит в Москву принца Мухаммеда бен Салмана и его встреча 18 июня с В. Путиным на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) подтвердили заинтересованность Саудовского королевского дома в расширении связей с Россией. Наблюдатели отметили, что в состав саудовской делегации входил заместитель командующего ВМС Саудовской Аравии адмирал Ибрагим Насир, который посетил выставку в рамках военно-технического форума «Армия-2015», где саудовские военные проявили особый интерес к российским военным кораблям.

Пребывание делегации Саудовской Аравии в России оказалось результативным. Стороны подписали соглашения в военной и нефтяной сферах, а также меморандумы о сотрудничестве в космической области и в области жилищного строительства. А самым значительным итогом российско-саудовских переговоров в Санкт-Петербурге явилось заключение рамочного соглашения с корпорацией «Росатом» о строительстве для Саудовской Аравии 16 атомных энергоблоков общей стоимостью 100 млрд. долларов. Серьёзность намерений сторон была продемонстрирована подписанием меморандума об инвестировании Саудовской Аравией 10 млрд. долларов в Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Источник
Фонд стратегической культуры (Россия)