В сентябре 2015 года около 3000 сирийских беженцев направились к Эдирне, выходной двери из Турции в Европу. Их целью было пересечь границу, чтобы добраться до Германии. Если обычно турецкая полиция запрещает любое скопление более трёх человек, на этот раз она ограничилась долгим наблюдением за маршем этих трёх тысяч беженцев. Поначалу мы не поняли причин такой терпимости, но очень скоро стало ясно, что это было сигналом, посланным Европе.

Два месяца спустя в Анталье должен был собраться саммит G20, где часть переговоров за столом составил бы торг беженцами. Мы понимали, что Реджеп Тайип Эрдоган хочет сесть за этот стол с сильными козырями на руках, говоря: «Если вы не сделаете того, что я хочу, я открываю границы, и вы увидите то, что вы увидите». Это был грязный торг, и казалось, что у европейских столиц не остаётся иного выбора, кроме как уступить этому шантажу.

Когда саммит G20 собрался, западные лидеры оказались перед лицом турецкого президента, который начал их откровенно шантажировать. Отчёт об этой торговле был опубликован на греческом сайте Euro2day.gr, и содержание этих переговоров г-н Эрдоган открыто использовал, чтобы набрать очки на внутриполитической арене. Согласно этому отчёту, торг между Председателем Европейского совета Дональдом Туском и турецким президентом происходил следующим образом:

Дональд Туск: «Мы условились заплатить 3 миллиарда за два года, но мне стало известно, что Давутоглу, турецкий премьер-министр, хочет 3 миллиарда в год».

Реджеп Тайип Эрдоган: «Если вы рассчитываете платить 3 миллиарда за два года, то тогда нам просто не о чем говорить, мы откроем границы с Грецией и Болгарией и посадим беженцев на автобусы».

Дональд Туск: «Европейский союз находится в трудном положении [после терактов 13 ноября 2015 года в Париже], есть угроза аннулирования Шенгенского соглашения. Поэтому мы хотим с вами договориться».

Реджеп Тайип Эрдоган: «Если мы не придём к согласию, как вы остановите беженцев? Будете их убивать?»

Уже из этого диалога видно, как нагло повёл себя г-н Эрдоган, но по-настоящему трагический диалог состоялся на том же заседании между Председателем Европейской комиссии Жаном-Клодом Юнкером и турецким президентом. Перед этим Европейская комиссия уже дважды откладывала публикацию доклада об ограничении прав человека и фундаментальных свобод в Турции.

Это было настоящим подарком г-ну Эрдогану, который готовился к выборам 1 ноября. Из отчёта о саммите в Анталье видно, что г-н Юнкер открыто это признал, заявив: «Перенос публикации доклада на следующий день после выборов подвергся критике».

И Эрдоган снова проявляет наглость: «Этот перенос не помог нам выиграть выборы. К тому же этот доклад просто оскорбительный. Кто его составлял? Почему вы не явились ко мне, чтобы услышать правду?» Ответ Жана-Клода Юнкера: «Ведь мы по вашей просьбе отложили публикацию доклада. Похоже, меня тут дурачат».

Европу действительно одурачили. Она предложила Турции взятку в 3 миллиарда долларов, чтобы та закрыла свои границы, и обещала закрыть глаза на деспотический характер режима Эрдогана. Однако турецкий президент уловил, в каком тупике находятся его собеседники.

Он не удовольствовался жестом переноса публикации доклада и предложенными тремя миллиардами, он захотел ещё три миллиарда и ещё более благожелательного молчания, что он и получил. В день, когда был опубликован отчёт о саммите, немецкий федеральный канцлер Ангела Меркель находилась в Анкаре.

Во время совместной пресс-конференции, организованной Давутоглу, корреспондент «Ди Вельт» напомнил канцлеру её предыдущую критику Турции и спросил, почему она замолчала на этот счёт.

Госпожа Меркель ответила лишь, что этот вопрос обсуждался. Что же касается Давутоглу, то он заявил: «Сам факт, что вы задали нам этот вопрос, служит подтверждением существующей у нас свободы прессы».

Действительно, в Турции журналисты были свободны задавать вопросы, но при условии, что они сознательно идут на риск потерять работу или отправиться в тюрьму. Такое положение дел превратило Турцию в одну из самых больших в мире тюрем для журналистов.

Ложь на лжи

Когда Давутоглу заявлял, что «в Турции ни одни журналист не находится в тюрьме из-за своей журналистской деятельности», я сидел перед телевизором в тюрьме, в которой оказался за публикацию информации о поставках оружия в Сирию турецкой службой разведки. И в камере, которой я содержался, мне осталось только воскликнуть: «Какая чудовищная ложь!» Правда, спустя две недели после этой пресс-конференции Конституционный суд вынес решение о нашем условном освобождении, мотивируя это тем, что мы не занимались никакой иной деятельностью, кроме журналистской. Если оглянуться назад, мы увидим турецкого премьер-министра, лгущего Европе и немецкому канцлеру, которая старалась выглядеть верящей этой лжи.

Турция, которая вела освободительную войну против западных оккупационных сил, была тем не менее основана на базе западных ценностей. Её лидер Ататюрк построил молодую Республику на ценностях, действующих в Европе, начиная со светскости.

Демократы Турции всегда призывали к воплощению принципов Запада: свобода, верховенство права, права человека, светскость. Эрдоган же ещё в 1996 году в интервью, взятом у него журналистом Ниргуном Черрашоглу, заявил: «Демократия – это трамвай, в который садятся, чтобы приехать в нужное место, и с которого сходят».

Сегодня, двадцать лет спустя, мы с печалью смотрим на то, как европейские лидеры бегут к трамваю, с которого сошёл Эрдоган, оставляя у рельсов всех тех, кто в Турции разделяет эти европейские ценности.

Запад приносит свои исторические принципы в жертву ради своих сиюминутных интересов и в результате этой двойной игры теряет всех своих естественных союзников. Говоря: «Держите беженцев подальше от нас и делайте у себя всё, что хотите», Европа арендует концлагерь за пределами своих границ и закрывает глаза на притеснения, творимые добровольным комендантом этого концлагеря. Это стыд не только для Запада, но и для всего человечества.

Эта борьба – она не между Западом и Востоком, не между Европой и Турцией, она между теми, кто как на Западе, так и на Востоке верит в свободу прессы, в права человека, в демократию, и теми, кто попирает эти ценности. Если первые будут побеждены, то побеждёнными окажутся не только демократы Турции, но вся система универсальных ценностей, включая светскость, равноправие мужчин и женщин, свободу мысли, независимость правосудия.

В случае поражения Европе будет всё труднее оборонять свои границы от давления деспотов, которых она утвердила у власти собственными руками.

Перевод
Валерий
Источник
Le Monde (Франция)