Однако, здравствуйте!
То, как вообще складывается президентская кампания и итоги "большого вторника" в частности, совершенно ошарашили американский истеблишмент. У демократов сверхсистемная Клинтонша с трудом отрывается от совершенно невозможного в Америке социалиста Сандерса. А триумф Трампа республиканскому бомонду просто выносит мозг.
"Наши лидеры глупы. Наши политики глупы. У нас есть президент, который ничего не знает. Я бы сказал, что он некомпетентен, но я не буду этого делать, потому что это некрасиво", - сказал Трамп.
Модный когда-то американский философ Фукуяма четверть века назад объявил о конце истории, что победа либеральной демократии во всем мире означает конечную точку социокультурной эволюции человечества. Конец истории — это, по сути, и конец политики. Либеральные ценности настолько абсолютны и непререкаемы, что здесь, собственно, спорить не о чем. Те, кто их не разделяет, - маргиналы, подлежащие изоляции, в идеале — истреблению. Отсутствие политики до поры компенсировалось проблемой однополых браков. Но и тут, вроде как, достигнут консенсус.
Избирательный процесс превратился в мегашоу, в имитацию политической дискуссии. Вершина, наверное, - выборы Маккейн-Обама 2008-го. "Суровый солдат, не знающий слов любви" и утонченный либерал-ботаник афроамериканского происхождения. Чем вам не выбор? Какого вам еще рожна надо?! Две идеально различные ролевые модели, прикрывающие отсутствие каких-либо политических различий.
"У нас раньше были две партии. У одной — была совесть но не было мозгов, у другой — были мозги, но не было совести. Теперь у нас две одинаковые партии без совести и без мозгов, и я не могу понять, зачем они нужны", - говорит Харлан Уллман, автор военной доктрины "Шок и трепет" в Ираке, член правления Атлантического совета.
Теперь — не так. Американская избирательная машинка, двухпартийная, явно сбоит. Реальный социалист Сандерс, антисистемный хулиган Трамп — это возврат политики. Что это: сбой или системный кризис?
Из фильма "Гараж": "Кто за список, предложенный правлением, я прошу поднять руку!"
Конечно, система будет сопротивляться. Она попытается либо абсорбировать Трампа, либо интегрировать. Очевидно, ей это удастся - что-нибудь из этого. Но машинка все-равно сбоила. Политика вылезла наружу и обратно ее не загонишь.
"Печальный итог таков: учитывая, как усиливается политическая болезнь этой страны, и как мало вероятны перспективы конструктивной реформы, расстройство американской политики будет, наверное, продолжаться до тех пор, пока не случится внешний шок", - пишет Ф. Фукуяма в октябре 2014-го.
"Американская политическая система, возможно, настолько сильно повреждена, что даже самый ошеломительный кризис уже не подтолкнет к попытке починить ее", - заявил Харлан Уллман в феврале 2016-го.
Что тут добавишь?
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter