Линн Паско (слева), заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам, говорит с членами Совета Безопасности, в том числе (справа), Сьюзан Райс Соединенных Штатов, Жерар Аро Франции, Питер Виттиг Германии, и Марк Лайалл Грант Соединенного Королевства, а до заседания Совета по ситуации в Ливии. (29 февраля 2012 года)

Совет Безопасности ООН впервые подвёл итоги деятельности Миссии в Ливии после создания Миссии в сентябре прошлого года. На рассмотрение Совета был представлен доклад Генерального секретаря ООН о положении в стране, который должен был убедить членов Совбеза в необходимости дальнейшей работы Миссии. Что и было сделано. Совет Безопасности ООН продлил работу Миссии на 12 месяцев и уточнил её мандат. Согласно новому мандату, Миссия получила задачу оказания ливийским властям помощи в определении национальных потребностей и приоритетов на всей территории Ливии; обеспечения верховенства права и отслеживание соблюдения прав человека и их защиту; восстановления общественной безопасности; борьбы с незаконным распространением всех видов оружия и любых связанных с ними материальных средств (особо были названы переносные зенитно-ракетные комплексы).

Несмотря на то, что доклад генсека ООН силился представить действия новых ливийских властей в максимально выгодном свете, обзора реальных событий в Ливии избежать не удалось. В новом докладе Пан Ги Муна содержится информация о боевых действиях сил Ливийской Джамахирии, которые продолжают сопротивляться НАТО/ООН-овским оккупантам и местным коллаборационистам. Сопротивление охватывает наиболее крупные города страны: Триполи, Бани-Валид, Куфру и другие. [1]. Генсек ООН, пытаясь принизить серьёзность ситуации, называет действия сил сопротивления «стычками», и это не единственная несуразность его доклада, который не только не вносит ясность в понимание происходящего, но ещё более запутывает ситуацию. Так, наряду с новыми властями Ливии и «сторонниками бывшего режима» вдруг из ниоткуда появляется третий субъект - некие «революционные бригады». Кто они, какие территории контролируют, под чьим командованием находятся – об этом в докладе Пан Ги Муна не говорится ни слова. Зато из текста доклада становится ясно, для чего этот субъект понадобился: «Революционные бригады продолжают производить аресты лиц, подозреваемых в пособничестве бывшему режиму, допрашивать их, в том числе в неизвестных местах, а также контролировать известные центры содержания под стражей… бригады подвергают задержанных пыткам и жестокому обращению, вследствие чего имели место случаи смерти заключённых… такое положение наиболее характерно для Триполи, Мисраты, Зинтана и Гарьяна». [2] Вот теперь всё ясно: оказывается, новые власти Ливии здесь ни при чём: виноваты некие мифические «бригады». Правда, возникает другой вопрос: если эти бригады орудуют в самом Триполи, то что же тогда контролирует «правительство»?

Не менее жалким выглядел доклад Специального представителя генсека ООН по Ливии И.Мартина, находящийся в Ливии, и приглашённый на заседание СБ как раз с целью разъяснить ситуацию на местах. Однако он также утверждал, что в стране существуют некие «вооружённые бригады», но кто они такие и кому подчиняются, «по-прежнему, непонятно». [3]

Более откровенным был постоянный представитель Ливии в ООН Шалькам, который прямо заявил, что «существуют районы, над которыми государству не удалось установить контроль», что «там нет полиции и судов» и, дескать, новые власти не могут нести ответственность за происходящее в этих районах. Вот только почему-то Шалькам не уточнил, какую часть страны занимают эти неподвластные «правительству» территории. Согласно международному праву те или иные власти являются юридически правительством, если контролируют всю территорию. Это de jure. De facto молчаливо признаётся, что правительство должно контролировать хотя бы большую часть страны. А именно этого как раз и нет в случае с ПНС. Вот и приходится «международным посредникам» придумывать глуповатые доклады.

Власти «новой Ливии» знают, что их головы могут слететь в мгновение ока. Потому и бил в колокол представитель Ливии в СБ ООН: «Нам известно, что некоторые из бывших лидеров режима Каддафи готовят переворот. В течение последних нескольких дней были задержаны члены ряда вооруженных групп. Они вынашивали планы саботажа и взрывов бомб в Триполи. Агенты Каддафи направляют средства в Ливию для организации актов саботажа». [4] Шалькам заявил, что направил в Совет Безопасности и в Международный уголовный суд записи телефонных разговоров, в которых бывший премьер-министр Ливии Багдади Али аль-Махмуди (находящийся в настоящее время в Тунисе) лично отдавал инструкции о проведении саботажа. Через неделю в СБ ООН выступал уже «премьер-министр» Ливии Абдель Рахим аль-Киб, который умолял Совет отменить эмбарго на поставку оружия в Ливию.

Да, горит земля под ногами «правительства»! Для спасения нынешнего режима СБ ООН отменил эмбарго на поставки оружия в Ливию, введённое пунктом 14 резолюции 1973, однако пункты 9 и 10 резолюции 1970 (с изменениями, внесенными резолюцией 2009) не отменил – всё-таки сопротивление народа новоявленным властям продолжается. А вот на мольбу вернуть Ливии её финансовые средства, захваченные «западными демократиями», эти самые демократии почему-то не откликнулись. Резолюция всего лишь «поручила» Комитету по санкциям «на постоянной основе проводить обзор остальных мер, введенных резолюциями 1970, 1973 и 2009» и только в отношении Ливийского инвестиционного управления и Ливийского африканского инвестиционного портфеля, а также постановила, что Комитет, может быть, и отменит эти санкции, но только тогда, «когда это будет практически целесообразно». [5]

Под прикрытием Миссии ООН и её главы И.Мартина проводится сейчас спецоперация по переброске бандитов сирийской «оппозиции» в Ливию. Учитывая, что данный факт стал известным, [6] И.Мартин попытался представить дело так, что это вовсе не боевики, а «беженцы», бегущие от кровавого режима Башара Асада. Однако любому, кто знаком с картой, ясно, что «перебежать» из Сирии в Ливию можно только преодолев Иорданию или Израиль, а затем – ещё и территорию Египта. И всё это только затем, чтобы получить убежище в самой «благополучной» стране! Тут уже не беженцы получаются, а бегуны-марафонцы. В общем, объяснение опять-таки глупое. Однако о достоверности предлагаемых объяснений никто и не беспокоится. Заседания СБ ООН уже давно стали образцами цинизма и лицемерия, всемирной сценой для распространения лжи, призванной обеспечить поддержку общественного мнения самым кровавым и подлым преступлениям.

9 марта в Женеве на сессии Совета по правам человека был официально представлен доклад Международной комиссии по расследованию грубых нарушений прав человека в Ливии. Ее председатель Ф. Кирш (бывший президент Международного уголовного суда) заявил, что в Ливии совершались преступления против человечества и военные преступления. Он сказал, что необходимо провести дополнительное расследование действий НАТО в Ливии, а также обстоятельств гибели Муаммара Каддафи и его сына Мутассима.

Представитель России в Совете ООН по правам человека назвал доклад международной комиссии «недостаточно сбалансированным». Это, конечно, на удивление дипломатичная трактовка. То, что в результате военных действий НАТО в Ливии были допущены многочисленные преступления, является хорошо известным и задокументированным фактом. Можно вспомнить, например, бомбардировки Злитана 9 августа 2011 года, которые привели к гибели более 80 человек, в том числе 30 детей. Или бомбардировки телецентра в Триполи в июле 2011 года. Странным образом эти и многие другие (наиболее значительные!) случаи гибели людей под бомбами НАТО в Докладе Комиссии не были даже упомянуты. Несмотря на то, что в Докладе Комиссии имеется специальный раздел «Смерть Муаммара Каддафи и его сына Мутассима», выводы юристов выглядят странными. Так, Комиссия утверждает, что несмотря на многочисленные запросы, она таки не получила отчёт об аутопсии, а только фотографии тела, что не даёт возможности установить причины смерти. Это позволило Комиссии сделать вывод о том, что «смерть М.Каддафи невозможно квалифицировать как военное преступление». [7] Члены Комиссии, видные юристы, сделали вид, что они новички в юриспруденции и они не видели ни видеозаписи издевательств над Каддафи, ни показаний его убийц. Тот критически важный факт, что пленный был лишён жизни, в руках опытных юристов оказался не имеющим правового значения.

Обсуждение Советом Безопасности ООН в марте с/г ситуации в Ливии и результаты деятельности ооновской Комиссии по расследованию показали, что продолжает осуществляться план превращения Ливии в «сумеречную зону» мировой политики, некий симбиоз Ирака и Сомали, место неконтролируемого «расползания» оружия, выкачивания дармовой нефти и подготовки боевиков для новых революций. Однако пока не сломлено сопротивление сил Ливийской Джамахирии, этот план может быть сорван.

Источник
Фонд стратегической культуры (Россия)

[1См.: Доклад Генерального секретаря ООН о Миссии ООН по поддержке в Ливии (МНООПЛ), // Документ ООН: S/2012/129 от 1 марта 2012 года, параграфы 9-12.

[2Доклад Генерального секретаря ООН о Миссии ООН по поддержке в Ливии, параграф 24.

[3См. выступление И.Мартина на 6728 заседании СБ ООН 29 февраля 2012 года, // Документ ООН: S/PV.6728, С.3.

[4См. выступление постоянного представителя Ливии при ООН М.Шалькама на 6728 заседании СБ ООН 29 февраля 2012 года, // Документ ООН: S/PV.6728, С.9-10.

[5См.: Резолюция Совета Безопасности ООН № 2040 (2012) от 12 марта 2012 года, параграф 9.

[6Так, постоянный представитель России при ООН В.Чуркин на заседании Совета 7 марта заявил: «Россия обеспокоена поступающими сообщениями о том, что на территории Ливии, причем при поддержке властей, организован специальный центр подготовки так называемых «сирийских революционеров». Его «курсанты» направляются в Сирию для ведения боевых действий против законного правительства. Это недопустимо по всем меркам международного права» (См.: Документ ООН: S/PV.6731, с.9-10).

[7Report of the International Commission of Inquiry on Libya, // UN Doc.: A/HRC/19/68. Para 33-34.