Диана Файнштейн, председатель сенатской Комиссии по разведке, опубликовала 9 декабря 2014 года краткий отчёт о секретной программе пыток ЦРУ [1].

Содержание отчёта

Рассекреченная часть составляет лишь двенадцатую часть полного отчёта.

В опубликованном отчёте не говорится о широко используемой системе похищения и незаконного лишения свободы, которую ВМС США внедрили во время мандата Джорджа Буша-младшего. По этой программе были похищены по всему миру более 80 000 человек, которых незаконно изолировали и содержат в заточении на 17 плоскодонных судах, курсирующих в международных водах ( это следующие корабли ВМС США: USS Bataan, USS Peleliu, USS Ashland, USNS Stockham, USNS Watson, USNS Watkins, USNS Sister, USNS Charlton, USNS Pomeroy, USNS Red Cloud, USNS Soderman, USNS Dahl, MV PFC William B Baugh, MV Alex Bonnyman, MV Franklin J Phillips, MV Louis J Huage Jr, MV James Anderson Jr.). В нём расследуются лишь 119 случаев использования людей в качестве подопытных кроликов в психологических экспериментах в Гуантанамо и в пятидесяти секретных тюрьмах в период с 2002 до конца 2009 года, то есть включая один год пребывания Барака Обамы на посту президента.

В отчёте не говорится о том, какие критерии использовались при отборе людей для проведения опытов. В нём лишь сказано, что все узники давали показания друг на друга, указывая при этом, что их признания не были принудительными. Иными словами, ЦРУ старалось обосновывать свои задержания и фабриковала эти признания после задержания.

В самом отчёте имена агентов ЦРУ и сотрудничавших с ним лиц изменены. Кроме того, рассекреченная часть подвергнута тщательной цензуре, главным образом, с целью исключения имён иностранных сотрудников ЦРУ.

Содержание отчёта

Я прочитал все 525 страниц заключительной части отчёта. Однако я далёк от того, чтобы извлечь из этого документа исчерпывающую информацию, так как для истолкования мест, подвергнутых исправлениям, эти места должны быть подвергнуты более тщательному анализу.

Пытки проводились в пятидесяти секретных тюрьмах, подведомственных « Alec Station » - подразделению ЦРУ, которому было поручено следить за Уссамой Бен Ладеном. Инфраструктура, персонал и перевозки были под управлением «Группы захвата и содержания» ЦРУ. «Допросы с пристрастием» планировались и осуществлялись под контролем двух психологов, создавших в 2005 году компанию. Разрешения на проведение «допросов с пристрастием» выдавались на самом высшем уроне, и при этом не уточнялось, что пытки были предназначены для психологической обработки, а не для выколачивания нужной информации.

Вице-президент Дик Чейни, советник по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс, министр Юстиции Джон Эшкрофт, министр Обороны Дональд Рамсфельд, госсекретарь Колин Пауэл и директор ЦРУ Джордж Тенет не раз участвовали в совещаниях в Белом доме по этому вопросу. Не исключено, что цель этих встреч состояла в том, чтобы впутать этих людей в тёмное дело, но невозможно установить, знал ли кто из них, для какой цели использовалась такая техника допросов.

Однако в июле 2007 года Кандолиза Райс была лично проинформирована сотрудником ЦРУ, наблюдавшим за экспериментами. Советница по национальной безопасности дала разрешение на продолжение этих экспериментов, но число разрешённых пыток было сокращено.

Опубликованный отчёт содержит детальный анализ того, как ЦРУ вводило в заблуждение другие подразделения администрации Буша, СМИ и Конгресс.

Супервизоры программы пыток ЦРУ Джеймс Митчелл и Брюс Дженсен. Митчелл в 2012 году был назначен епископом-мармоном , но был вынужден покинуть свой пост после того, как Церковь Иисуса Христа святых судного дня узнала о его связи с Агентством.

Опыты над людьми профессора Мартина Селигмена

Опубликованный отчёт свидетельствует о том, что ЦРУ проводило свои эксперименты, основываясь на работах профессора Мартина Селигмена (теория «вынужденной беспомощности»). Их цель состояла не в том, чтобы добиться признания или получить информацию, а в том, чтобы внушить в сознание подопытным людям требуемую мысль или добиться требуемого поведения.

Большинство цитируемых прессой выдержек из отчёта вводят в заблуждение. Например, ЦРУ называет «методы психологической обработки» «нестандартными методами допроса» (non-standard means of interrogation). Можно подумать, что термин «допрос» означает стремление получить информацию, тогда как он на самом деле речь идёт о сеансах психологической обработки подопытных людей.

В рассекреченном отчёте имена самих истязателей удалены цензурой. Однако под вымышленными именами Грейсона Свигерта и Хеммонда Данбара легко узнаются Брюс Джессен и Джеймс Митчелл. Оба они были назначены в 2002 году супервизорами этой программы. И они лично наведывались в секретные тюрьмы ЦРУ. В 2005 году они создали коммерческую компанию «Митчелл, Джессен и Партнеры» ( в отчёте она фигурирует под названием «Компания Y»). С 2005 по 2010 год их фирма получила 81 миллион долларов. Впоследствии они были использованы по программе психологической поддержки 1,1 миллиона американских пехотинцев.

В мае 2003 года старший офицер ЦРУ, обращаясь к генеральному инспектору Агентства, заявил, что работы профессора Селигмена основывались на пытках, использовавшихся в Северном Вьетнаме для получения «признаний с целью пропаганды». Офицер ставил под сомнение эффективность программы психологической обработки. Однако за его заявлением никаких действий не последовало. Впрочем, он допустил небольшую ошибку, ссылаясь на Северный Вьетнам. Исследования профессора Селигмена основывались на корейских работах, а в Северном Вьетнаме их просто использовали.

Как себя защищают истязатели

По данным сенатской комиссии программа пыток ЦРУ была учреждена президентом Джорджем Бушем-младшим 17 сентября 2001 года, то есть спустя 6 дней после террористических атак. Их единственной целью было предоставление чрезвычайных полномочий при расследовании событий 11 сентября 2001 года. Однако эта программа в нарушение ряда инструкций президента сразу же стала использоваться в более широких пределах. Сразу после террористических атак ЦРУ без ведома Белого Дома пыталось сфабриковать ложные свидетельства, обвинив во всём Аль Каиду.

Президент Джордж Буш и парламентарии были обмануты ЦРУ, которое
 добилось разрешения на использование некоторых видов пыток, маскируя их конечную цель, и
 представляло признания, полученные вследствие психологического внушения, как показания, которых добивались от задержанных с помощью пыток.

Когда президент Буш признал 6 сентября 2006 года существование программы секретных пыток ЦРУ, он выступил в защиту этой программы, утверждая, что она позволила получить сведения, благодаря которым многим людям была спасена жизнь. Он основывался на ложных докладах ЦРУ, которое фабриковало свои доказательства, а не отыскивало их. После этого западная пресса скатилась в настоящее варварство и, несмотря на их незаконность, стала представлять пытки как зло во имя добра.

Истязатели постарались заручиться юридической поддержкой. Они запрсили у департамента Юстиции разрешение на использование пыток. Но последний высказался лишь о законности используемых методов (изоляция, помещение в тесную коробку, имитация погребения, использование насекомых и т.д.), а не в пользу программы как таковой. Большинство юристов разрешали лишь некоторые виды пыток, не сознавая их психических последствий, особенно при их комбинациях. Однако в августе 2002 года все разрешения были получены.

Руководители ЦРУ, которые выдавали разрешения на эти эксперименты, письменно указывали о том, что подопытные люди в случае смерти во время «психологической обработки» должны быть кремированы, а если выживут, то должны оставаться в заключении пожизненно.

Сфабрикованные «признания»

Следует подчеркнуть, что в отчёте сенатской Комиссии не сказано, что признания задержанных являются незаконными, так как получены с помощью пыток. Но из него следует, что ЦРУ не допрашивало задержанных, а подвергало их психологическому воздействию с тем, чтобы они приняли на себя ответственность за совершение деяний, которые были им чужды. Комиссия утверждает, что агенты даже не пытались узнать, каковы были признания задержанных на допросах при их задержании. Иными словами, ЦРУ не только не пыталось получить информацию о том, причастна Аль-Каида к террористическим атакам или непричастна, но все его действия были направлены на то, чтобы сфабриковать ложные свидетельства о причастности Аль-Каиды к событиям 11 сентября.

Сенатская Комиссия не обсуждает вопрос о том, были ли признания подопытных кроликов получены с помощью пыток или им их внушили, но после пояснений о том, что ответственными исполнителями были эксперты по психологической обработке, а не следователи, она детально останавливается на том факте, что ни одно из этих «признаний» не позволило предотвратить ни один теракт. Она доказывает, что ЦРУ лгало, утверждая, что эти признания позволили предотвратить другие теракты. Комиссия не пишет, что информация об Аль-Каиде, содержащаяся в этих признаниях, сфабрикована, но она просто отмечает, что всё, что можно было проверить, оказалось ложным. При этом Комиссия опровергает все аргументы, которые использовались для оправдания пыток, и безоговорочно отвергает свидетельства, которые были использованы для обвинения Аль-Каиды в террористических атаках 11 сентября.

Данный отчёт официально подтверждает информацию, которую мы ранее представляли нашим читателям, и которая противоречит и лишает обоснования работы западных мозговых центров, университетов и СМИ после 11 сентября, как в отношении самих терактов 11 сентября, так и в том, что касается Аль-Каиды.

Публикация отчёта проливает также свет на то, что все свидетельства, указанные в отчёте президентской комиссии по расследованию событий 11 сентября, и связывающие эти события с Аль-Каидой, являются ложными. На сегодняшний день не существует ни малейшего признака, позволяющего связать эти теракты с Аль-Каидой [2].

Мартин Селигман, разработчик программы пыток ЦРУ

Отчёт подтверждает то, о чём мы говорили в 2009 году

В октябре 2009 года я опубликовал статью на эту тему в российском журнале «Однако» [3]. В ней я утверждал, что Гуантанамо является не центром предварительного заключения, а центром психологической обработки. Кроме того, я заявлял о причастности к этому делу профессора Селигмана. Год спустя, когда статья была переведена на английский язык, американские психологи стали требовать от Мартина Селигмена объяснений. В ответ, последний стал отвергать свою причастность к пыткам и возбудил дело против меня и интернет-сайта «Сеть Вольтер» во Франции и в Ливане, где я проживал. В конечном счёте, профессор Селигман вынужден был сказать своим адвокатам, чтобы они закрыли эту процедуру после того, как мы опубликовали одно из его писем, в котором он по-своему толковал закон [4]. Мартин Селигман аналогичным образом преследовал всех, кто высказывался по этому вопросу, и среди них Брайянт Уолш из Hunffington Post [5].

С 2001 по 2005 г.г. Джон О. Бреннан был заместителем директора ЦРУ и одновременно руководителем Национального антитеррористического Центра. Он один из главных создателей секретной программы пыток ЦРУ. В 2009 г. он становится советником президента Барака Обамы по вопросам национальной безопасности. В 2013 году его назначили директором ЦРУ.

Сегодня

Сенатор Диана Файнштейн, набравшись храбрости, опубликовала часть своего отчёта, несмотря на возражения действующего директора ЦРУ Джона Бреннана, которому ранее поручалось осуществление контроля над исполнением этой программы пыток.

Президент Барак Обама заявил, что он не будет преследовать никого из тех, кто ответственен за эти преступления, тогда как защитники прав человека борются за то, чтобы сами истязатели были преданы суду. Это всё, что может быть предпринято по этому делу.

Однако главные вопросы состоят в другом. С какой целью ЦРУ совершает подобные преступления? С какой целью оно фабрикует признания, позволяющие искусственно связать Аль-Каиду с террористическими атаками 11 сентября? И, наконец, если Аль-Каида, не имеет никакого отношения к террористическим атакам 11 сентября, тогда кого пытается защитить ЦРУ?

И если программа ЦРУ коснулась только 119 подопытных кроликов, тогда куда делись остальные 80 000 пленников ВМС США?

Перевод
Эдуард Феоктистов

[1Study of the CIA’s Detention and Interrogation Program - Foreword, Findings and Conclusions, and Executive Summary”, Комиссия Сената США по разведке, 9 декабря 2014 г.

[3« ТАЙНА ГУАНТАНАМО », Тьерри Мейсан, Однако (Российская Федерация), Сеть Вольтер, 21 октября 2009.

[4« Une lettre de Martin Seligman », Мартин Селигман, Réseau Voltaire, 20 июня 2010 г.

[5Fort Hood: A Harbinger of Things to Come?”, Брайянт Уолш, Hunffington Post, 18 марта 2010 г. И право на ответ : “A Response to Bryant Welch”, Мартин Селигман.