Госдеп США и президент Трамп костерят на чём свет стоит Хезболлу и Иран и грозят разорвать соглашение 5+1. Однако, по мнению Тьерри Мейсана, весьма вероятно, что и на этот раз Вашингтон разыгрывает ложную ссору, чтобы легче было манипулировать своими израильскими и саудовскими союзниками.
Выступлению американского президента по иранской сделке предшествовала пресс-конференция в госдепе, в которой Хезболлу обвинили в экспорте терроризма по всему миру в пользу Тегерана [1]. Чтобы перейти от слов к делам, было предложено вознаграждение за предоставление сведений о двух лидерах Хезболлы. Удивительно, что при этом не было сказано ни слова ни об их победах над джихадистами, ни о 800 миллионах долларов, которые Высший руководитель Али Хаменеи недавно передал Ливанскому сопротивлению [2].
Выступая, президент Трамп не щадил оскорбительных выражений в отношении наследия имама Роухоллы Хомейни, Стражей революции и Высшего руководителя Ирана [3].
Он вспомнил и про старые обвинения, которые с них давным-давно сняты, и высказал новые, касающиеся якобы их причастности к возрождению Аль-Каиды.
Президент ещё не закончил свою речь, а цена нефти уже поднялась на 85 центов за баррель, так как рынок рассчитывал на приостановку инвестиций в иранскую нефть. Уже через несколько часов страны Запада и Россия высказали сожаления по поводу агрессивного выступления Дональда Трампа, тогда как Израиль и Саудовская Аравия ему рукоплескали.
Однако единственными решениями, заявленными президентом Трампом и Госдепом в Конгрессе, были вышеупомянутое вознаграждение и приостановка сертификации соглашения 5+1 [4], причём второе решение относится исключительно к внутренней политике, и к международным договорам отношения не имеет. Соглашение от 15 июля 2015 г. было принято Советом безопасности ООН и может быть отменено только им. При этом дипломатам известно, что кроме многостороннего соглашения США и Иран подписали секретный двусторонний протокол, регламентирующий их роли в «большом Ближнем Востоке». Но до сих пор никто не может сказать, что думает президент Трамп в отношении этого протокола. Поэтому все отклики на заявления госдепа США и речь президента от 13 октября являются чистейшей постановкой.
Правящие классы США и Ирана всегда придавали большое значение взаимным связям. Сразу после Революции 1979 г. раскол в администрации Джимми Картера был настолько глубок, что госсекретарь Сирус Вэнси и советник президента по безопасности Збигнев Бжезинский так перессорились, что грозили друг другу увольнением, если президент не будет к ним прислушиваться. В итоге второй одержал победу над первым, хотя для этого потребовалось представить арест шпионов из посольства в Тегеране как взятие «заложников» и стать посмешищем в результате неудачной попытки их освобождения [5]. После этого отношения Вашингтона с Тегераном стали чередой медийной лжи, не имеющей никакого отношения к действительности.
Иранцы считают, что Соединённое Королевство и Соединённые Штаты – это хищники и лжецы, колонизировавшие и разграбившие их страну. И они продолжают эксплуатировать государства, которые еще не освободились от их господства. Поэтому в Иране их называют соответственно «малой Сатаной» и «большой Сатаной». А аятолла Али Хаменеи считает, что каждый достойный своего имени человек должен бороться против их бесчеловечных деяний. Но в то же время не всё так плохо у англосаксов, поэтому нет оснований отказаться вести с ними дела.
Во время президентства Буша мл. вице президент Дик Чейни вместе с Лондоном и Тель-Авивом не прекращал плести заговоры и нападать на Тегеран. Он создал секретную Группу по Политике и Операциям против Ирана и Сирии (« Iran Syria Policy and Operations Group »), в состав которой вошли его дочь Лиз Чейни и стреляный воробей по части спецопераций Эллиот Абрамс. Сначала они намеревались нанести ядерные удары по этой стране, а потом поддержали израильские атаки с грузинских аэродромов. Однако, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад и глава Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майк Мюллен 2 мая 2008 тайно встречаются в Багдаде. Свергнув афганских талибов и иракского президента Саддама Хуссейна, Соединённые Штаты устранили тем самым заклятых врагов Ирана и способствовали росту его влияния в регионе.
Во время президентства Обамы Белый дом пытается свергнуть президента Махмуда Ахмадинежада с помощью цветной революции 2009 г. Сделав выводы из неудавшейся попытки, он вошёл в контакт с противниками иранского президента во главе с бывшим президентом Хашеми Рафсанджани. Оказывается, в период с 1983-86 г. Совет национальной безопасности США проводил против Ирана спецоперацию. Полковник Оливер Норт и вечный Эллиот Абрамс при поддержке депутата шейха Хассана Рохани сблизились с ходжатолесламом Рафсанджани. С их помощью администрация Обамы начала в марте 2013 г. вести переговоры в Омане. В результате махинаций Ахмадинежаду не было разрешено выставить свою кандидатуру на президентских выборах, и президентом стал шейх Рохани. Последний, войдя во власть, начал официальные переговоры по соглашению 5+1, которое он задумал ещё на переговорах в Омане.
Что касается Дональда Трампа, то во время предвыборной кампании он неистово выступал с антииранскими речами. Такой же была и позиция его первого советника по национальной безопасности Майкла Флинна. Однако после прихода в Белый дом в январе этого года президент устранял одного за другим советников, настроенных против Ирана (за исключением действующего директора ЦРУ Майка Помпео). А три его главных действующих советников являются проиранскими (глава аппарата Белого дома генерал Джон Келли, министр Обороны генерал Джеймс Мэттис и госсекретарь Рекс Тиллерсон).
Интересно было наблюдать, как во время назначения госсекретаря прообамовская пресса с уверенностью заявляла, что этот пост займёт тот самый Эллиот Абрамс. Но президент долго с ним беседовал, расспрашивал его об отношениях с шейхом Рохани, затем проводил его до двери, а госсекретарём в итоге назначил Тиллерсона.
Не исключено, что президент Трамп в порыве страсти расторгнет ирано-американское соглашение или, что ещё опаснее, будет выступать против Стражей Революции, но вероятнее всего он снова разыграет комедию, чтобы успокоить своих израильских и саудовских союзников. Мы не должны забывать, что Дональд Трамп не является профессиональным политиком, он девелопер недвижимости и действует как таковой. Профессиональных успехов он достиг сея панику путём экстравагантных заявлений и наблюдая, какую реакцию они вызывают у его конкурентов или его партнёров.
Чтобы сделать выбор между двумя гипотезами, мы должны дождаться санкций против Стражей Революции. Тогда будет видно, насколько они серьёзны или просто-напросто выражают манеру поведения Дональда Трампа и традиционный маскарад США в отношении Ирана.
[1] “Nathan Sales on US Efforts to Counter Hizballah”, Натан Салес, Voltaire Network, 10 октября 2017. См. Также раздел «Свободная трибуна» Тома Бассерта в Le Monde : “It’s Time to Mobilize a Global Response to the Terrorist Group Lebanese Hizballah”.
[2] « Le Guide suprême de la Révolution a distribué en 2016 plus d’1 milliard de dollars dans le monde », Réseau Voltaire, 16 сентября 2017.
[3] “Remarks by Donald Trump on Iran Strategy”, Voltaire Network, 13 октября 2017.
[4] “President Donald J. Trump’s New Strategy on Iran” Информационная записка Белого дома, Voltaire Network, 13 октября 2017.
[5] Никаких заложников из посольства США в Тегеране никто не захватывал. Были американские шпионы, застигнутые на месте преступления. Впрочем, несмотря на душераздирающие вопли, Вашингтон никаких репараций по этому инциденту не требовал.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter