Соглашение между Вашингтоном и Тегераном, разрешая один конфликт на Ближнем Востоке, порождает другие и смещает их в район Чёрного моря. Трудно предугадать, как будут развиваться отношения между Эр-Риядом и Тегераном или что станет с Турцией, зато в отношении Йемена и Сирии ясно, что здесь дело идёт к установлению мира.
Противостояние между США и Ираном, под влиянием которого был весь Ближний Восток после речи имама Рухоллы Хомеини на тегеранском кладбище 1 февраля 1979 г. и вплоть до подписания двустороннего соглашения с правительством шейха Хассана Рохани 14 июля 2015 г., наконец-то закончилось. Отныне Вашингтон и Тегеран будут защищать интересы одной и той же мировой правящей элиты. В своё время президент Джимми Картер и его советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский столкнулись с радикальной сменой курса в Иране, который до этого времени был «региональным жандармом» на службе у Вашингтона. Сначала они уговаривают Саудов блокировать революционный и антиимпериалистический порыв имама, что станет началом ваххабизации мирового ислама, а затем решают взять под свой контроль добычу углеводородов на Ближнем Востоке.
В своей речи от 23 января 1980 г. Джимми Картер заявляет: «Наша позиция должна быть абсолютно ясная: любая попытка со стороны внешней силы взять под контроль регион Персидского залива будет рассматриваться как посягательство на жизненные интересы Соединённых Штатов Америки, и такая попытка будет отвергнута всеми необходимыми средствами, включая военную силу».
С этой целью Пентагон сформировал региональное командование Central Command (ЦентКом), зона ответственности которого включает все государства этого региона, за исключением Турции.
Завершение искусственного конфликта между суннитами и шиитами
Мы уже в течение 35 лет наблюдаем, как постепенно между суннитами, руководимыми их саудовским лидером, и шиитами, под руководством иранского лидера, образуется глубокая пропасть. Первые стоят на стороне Соединённых Штатов и поддерживают их капиталистическую модель экономики, а вторые готовы умереть за то, чтобы освободить весь мир от англо-саксонского империализма.
Этот конфликт никогда не достигал такого накала и не было до этого такой степени экономического разрыва. Кульминации он достиг первый раз с приходом Братьев-мусульман, Аль-Каиды и ИГИЛ – трёх организаций, финансируемых монархиями Залива и их союзниками, а второй - при выступлении Израиля против шиитов. Однако после 14 июля Эр-Рияд без лишних объяснений прекратил всякие упоминания о религиозном конфликте, демонстративно урегулированном без вмешательства теологов. Саудовская Аравия больше не воюет с Ираном, ставшим теперь партнёром её американского сюзерена, она с ним теперь соперничает на обновлённом Ближнем Востоке. Эр-Рияд утверждает, что представляет не только суннитов, но и всех арабов, а Иран не будет позиционировать себя в качестве лидера шиитов, а только персов. Однако до 2010 г. арабский мир не был под влиянием исключительно Саудовской Аравии, им управлял триумвират, включавший Египет, Сирию и Саудовскую Аравию.
Эволюция ЦентКома
Хотя реформирование ЦентКома ещё не включено в повестку дня, вопрос этот не заставит себя долго ждать. В настоящее время зона ответственности ЦентКома включает в себя Ближний Восток и Центральную Азию. Однако, кроме установления мира в Йемене и Сирии, не исключено перемещение военных действий в район Чёрного моря, в Турцию и Крым.
ООН заявила о намерении организовать межсирийские переговоры и ссылается на «контактную группу», то есть на те самые страны, которые четыре с половиной года финансировали войну.
Короче, мы идём в направлении соглашения, которое признает «победу» Саудовской Аравии над Йеменом, и Ирана над Сирией.
Стефан де Мистура, спецпредставитель Бан Ки-Муна, заявил:
• «Я намерен пригласить сирийцев принять участие в тематических дебатах, одновременно проводимых параллельно в рамках межсирийской рабочей группы, и заняться фундаментальными аспектами женевского коммюнике, которые были обозначены в процессе первой фазы консультаций и которые предполагают, в частности, обеспечение безопасности для всех, поиск средств с целью положить конец изоляции, гарантию доступа к получению медицинской помощи и освобождение пленных.
• Вторая фаза касается политических и конституциональных аспектов, в частности, основных принципов, переходного правительства и выборов.
• Третья фаза касается военных аспектов и безопасности, в частности эффективной борьбы против терроризма с участием всех, прекращения огня и интеграции.
• Четвёртая фаза затронет публичные учреждения, строительство и развитие, а это, как указывалось ранее, означает, что мы должны сделать всё, чтобы не допустить того, что произошло в Ираке, когда были ликвидированы государственные учреждения и страна оказалась в очень трудной ситуации. Эти учреждения должны обеспечивать предоставление публичных услуг под контролем руководителей высокого ранга, назначаемых с общего согласия и действующих с соблюдением принципов эффективного управления и прав человека» [1].
Одновременно Турция открыла новый фронт, объявив войну курдскому меньшинству. Такое решение, если оно не будет отменено, втянет всю страну в долгую и кровопролитную гражданскую войну. После разного рода противоречивых заявлений США запретили Турции наносить удары по позициям РПК на территории Сирии, где их называют Партией Демократического союза, так что временно Сирия станет принимающей стороной для курдских революционеров.
Кроме того, Турция разорвала экономические отношения с Россией, которые она установила за восемь месяцев, и сформировала совместно с Украиной «Интернациональную исламскую бригаду» - террористическую организацию, призванную дестабилизировать ситуацию в Крыму [2].
Больше месяца, как правительство Турции не является легитимным, поэтому невозможно предсказать, что произойдёт в этой стране, но ясно, что возможен и худший из вариантов.
Что намерены делать США после принятия резолюции 2235?
Принятая единодушно в СБ резолюция 2235 встречена с беспокойством. Достигнута договорённость о создании ОЗХО совместно с ООН механизма расследования по определению стороны, использовавшей химическое оружие в Сирии [3].
Эксперты ОЗХО, которые до настоящего времени не имели мандата на расследование и определение стороны, которая использовала химическое оружие, установили, что несколько атак с использованием хлора были предприняты в 2014 г. по меньшей мере 14 раз. Постпред США подчеркнула, что химическое оружие сбрасывалось с вертолётов, а их у «повстанцев» нет.
Короче, ОЗХО и ООН должны установить ответственность Сирйской Арабской Республики. Однако внимательное чтение предыдущих отчётов ОЗХО [4] позволяет предвидеть другую возможность: эти атаки, возможно, были предприняты турецкой армией, что подтверждает постпред Сирии, который приветствует принятие резолюции.
Отметим, что предположение о турецком следе вполне оправдано, так как Турция 11 мая 2013 г. осуществила под ложным флагом взрывы в Рейханлы, уничтожив около 50 своих сограждан и обвинив в этом Сирию, в августе 2013 г. она осуществила химическую атаку в Гуте под Дамаском и снова обвинила в этом Сирию, чтобы вынудить НАТО вступить в войну, в марте 2014 г. турецкая армия вместе с Аль-Каидой и Армией ислама (просаудовские вооружённые формирования) вошла в сирийско-армянский город Кессаб, где массово истребляла армян.
Отчёты ОЗХО восьмимесячной давности только сегодня дали возможность принятия этой резолюции. Все пять постоянных членов СБ имеют спутниковые системы, позволяющие им иметь достоверную информацию о том, кто на самом деле ответственен за химические атаки. В случае, если ОЗХО и ООН установят ответственность Турции, г-н Эрдоган может стать козлом отпущения за весь сирийский кризис.
Ожесточение отношений между Вашингтоном и Москвой
Американо-иранская сделка даёт возможность Вашингтону сконцентрировать все свои усилия против Москвы. Ранее мы упоминали о переводах джихадистов из ИГИЛ в Крым через Украину и Турцию. По сути, речь идёт о возобновлении диверсий, которые предпринимались против Советского Союза во время холодной войны.
Более серьёзной является попытка Соединённых Штатов политизировать крушение лайнера МН17, чтобы обвинить в его гибели Россию. 29 августа Вашингтон представил в Совет Безопасности проект резолюции, предусматривающий создание международного трибунала по расследованию причин этого преступления [5]. Ни для кого не секрет, что здесь речь идёт о создании суда по вынесению приговора президенту Владимиру Путину, аналогично спецтрибуналу по Ливану, который был создан на базе ложных свидетельств для вынесения приговоров президентам Башару аль-Ассаду и Эмилю Лахуду.
Разумеется, Россия воспротивилась и наложила на эту резолюцию вето. Нельзя не вспомнить при этом о предложении, сделанном в 2011 г. президентом Бараком Обамой своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву, оказывать ему поддержку, если он возьмёт на себя обязательство передать своего Премьер-министра Владимира Путина международному суду. В то время его намеревались объявить виновником войны в Чечне, которую организовал Вашингтон.
[1] « Débat du Conseil de sécurité sur la Syrie (rapport De Mistura) », Réseau Voltaire, 29 июля 2015 г.
[2] « L’Ukraine et la Turquie créent une Brigade internationale islamique contre la Russie », par Thierry Meyssan, Réseau Voltaire, 12 августа 2015 г.
[3] « Résolution 2235 et débats (guerre chimique en Syrie) », Réseau Voltaire, 7 августа 2015 г.
[4] « Premier rapport de l’OIAC sur la guerre chimique en Syrie », « Deuxième rapport de l’OIAC sur la guerre chimique en Syrie », « Troisième rapport de l’OIAC sur la guerre chimique en Syrie », Réseau Voltaire, 16 июня, 10 сентября и 18 декабря 2014 г.
[5] « Débat du Conseil de sécurité sur le vol MH17 (véto russe) », Réseau Voltaire, 29 июля 2015 г.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter