Пропаганда стара, как мир. Однако в наши дни она претерпела существенные изменения и подчинена строгим правилам. Тьерри Мейсан описывает историю развития и принципы, на которых строится эта наука лжи.
Пропаганда – это искусство ведения войны, основанное на хитрости. С помощью пропаганды пытаются обмануть собственный лагерь, чтобы добиться единства в нём. А военное искусство, прообразом которого является Троянский конь, ставит своей целью ввести в заблуждение противника. Приёмы ведения войн, как это часто бывало, использовались также как в коммерческих, так и в политических целях.
Первоначально все монархические и олигархические режимы довольствовались тем, что демонстрировали своё могущество с помощью церемониалов и публичной архитектуры, а демократические режимы с момента своего возникновения использовали пропаганду. Так, древнегреческая демократия создала софистику, то есть систему аргументации, с помощью которой можно было доказывать любой постулат.
В XVI веке клану торговцев Медичи удалось изобрести способ переписать свою историю и убедить всех в том, что их предки были патрициями. Для этого они использовали наиболее известных деятелей искусства своей страны, которые своими произведениями «материализовали» их ложь.
В то время, когда в Европе разгорались религиозные войны, и в ответ на бурное процветание протестантства папа Григорий XV создал ведомство по защите и распространению католической веры Конгрегацию пропаганды веры (« Congregatio de Propaganda Fide »), что послужило началом употребления слова «пропаганда».
Индустриальная эра привела к массовому исходу сельского населения, созданию крупных городских образований и возникновению рабочего класса. Когда «массы» стали входить в политику, французский социолог Густав Лебон заинтересовался психологией «толпы», то есть инфантилизацией индивидуума в различных социальных группах. При этом он установил основной принцип современной пропаганды – чтобы манипулировать людьми, нужно свести их в толпу.
В сентябре 1914 г., сразу после начала Первой мировой войны, англичане в рамках Министерства иностранных дел создают Бюро военной пропаганды («Wellington House»). Как и Медичи, они используют известных писателей, таких как Конан Дойл, Герберт Уэллс или Радьярд Киплинг, которые в своих произведениях приписывают немцам воображаемые преступления, и художников, которые отображают их в своих картинах. Не обходят стороной и патронов таких газет как The Times, Daily Mail, Daily Express, Daily Chronicle, которые они используют для публикации своих фальсификаций.
Эта модель была взята на вооружение президентом Вудро Вильсоном, который в апреле 1917 г. создал Комитет публичной информации («Committee on Public Information»). Этот орган прославился тем, что использовал тысячи местных лидеров для распространения «доброго слова» («Four Minute Men»). Он подталкивает развитие визуальной пропаганды, создав специальные подразделения, одно из которых занималось плакатами и в нём было создано знаменитое «I want you!», а другое предназначалось для создания фильмов. Вместо великих писателей он использовал группу психологов и журналистов во главе с Эдвардом Бернейсом, племянником Зигмунда Фрейда, и Вальтером Липпманом, которые каждодневно придумывали ужасные небылицы и распространяли их через прессу. Так от ориентации деятелей искусства перешли к рассказам о происшествиях («storytelling»), создаваемым по научно обоснованным методикам.
В то время, когда англосаксы старались поразить воображение и сделать вступление в войну модой, немцы проводили эксперименты по привлечению людей к участию в событиях, которые им внушали. Были установлены униформы, и людям, которые их носили, разрешалось играть определённую роль, а также проводились грандиозные политические и спортивные зрелища, с помощью которых демонстрировалось мнение подавляющего большинства. Именно в это время возникает «современная пропаганда», то есть смешение верований, которые нельзя не только критиковать, но и обсуждать. Человек в униформе, участвующий в факельных шествиях, не может подвергать сомнению нацистскую веру, не ставя под сомнение самого себя, и иначе осмысливать прошлое и своё представление о будущем. Кроме этого, Йозеф Геббельс учредил ежедневные брифинги в Министерстве информации, на которых он употреблял новые «языковые элементы», которые должны были использовать журналисты. Речь теперь шла не просто об убеждении толпы, а о смене её ориентиров. Немцы также были первыми, кто освоил новые средства коммуникации, которыми стали радио и кино. Те, у кого были телевизоры, приглашали других к себе в гости.
Геббельс рассматривал пропаганду как средство борьбы с индивидуализмом. Он всегда говорил о важности повторения одних и тех же идей и «накачивании мозгов» для преодоления сопротивления интеллектуалов. Проблема эта усложнялась тем, что использование телевидения одновременно способствовало выходу индивидуума из толпы.
После Второй мировой войны Генеральная Ассамблея ООН под давлением СССР и Франции приняла серию резолюций (n° 110 [1], 381 [2] и 819 [3]), запрещающих пропаганду и гарантирующих доступ к альтернативной информации. Каждое государство-член ООН внесло эти положения в своё законодательство о правах. Но обычно дела в отношении пропаганды могут возбуждаться только публичными министерствами, то есть государством, так что пропаганда остаётся только государственной практикой. Следовательно, ничто не изменилось.
Во время холодной войны США и СССР соперничали друг с другом в части пропаганды. Наперекор распространённому мнению, в последнем мало что изобрели нового, за исключением переписывания прошлого. В СССР вычеркивали из истории любое инакомыслие, ретушируя официальные фотографии и удаляя на них тех, кто воплощал собой лидеров этого мышления. А в США организовали работу радиостанций, вещавших на СССР, а для союзников создавали кинофильмы (Голливуд). Также они создали якобы частные и научные лаборатории идей («think-tank ») - постоянно действующие организации, цель которых - оправдывать государственную политику. Судя по названию, их задача состоит не в том, чтобы что-то изучать и предлагать, как это делают университеты, а в том, чтобы анализировать и тестировать разного рода доводы в софистическом смысле этого слова.
Более интересен случай, когда американские ВС, столкнувшись с национально-освободительным движением в странах третьего мира, стали использовать пропагандистские методы для запугивания коммунистических сторонников и поддержки неоколониальных режимов. До этого психологические войны направлялись на то, чтобы вызвать у противной стороны недоверие командирам, и что, в итоге, поражения не избежать. На Филипинах, например, генерал Эдвард Ландсдел распространил о миф о якобы живущих в лесах монстрах, пожирающих людей. Этим он отвадил людей ходить в лес и оказывать повстанцам, скрывавшимся в лесах, материальную поддержку.
Пропаганда в эпоху спутников и цифровых технологий
Для последних двадцати пять лет характерны три феномена – общество зрелищ, спутниковая связь и цифровые технологии.
1. Общество зрелищ
Телевидение – это, в определённом смысле, сцена, поэтому пропаганда основывается, главным образом, на инсценировках.
Например, чтобы представить воссоединение Кувейта с Ираком в качестве военной агрессии (1990 г.) министерство Обороны США с помощью агентство Hill & Knowlton инсценировало выступление некой санитарки. Та рассказала, что видела, как иракские солдаты выкрали в кувейтском роддоме медицинские инкубаторы, оставив на верную смерть 312 находившихся там младенцев.
В 1999 г. был сделан ещё один шаг. НАТО организовала масштабное переселение людей, которое СМИ засняли и тут же его по-своему интерпретировали. За три дня 290000 албанцев мигрировали в Македонию. Подавление Югославией терроризма УЧК было представлено как истребление мусульман (план «подкова», предложенный министром Обороны Германии Рудольфом Шарпингом), чтобы после этого оправдать войну в Косово.
А в 2001 г. ещё хлеще. Два самолёта врезаются в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и они рушатся. Эти события сопровождаются другими необъяснимыми явлениями. Пожар полностью опустошает кабинет вице-президента, в Пентагоне гремят два взрыва, а в Нью-Йоке рушится третий билдинг. Власти прикрываются противоречивыми заявлениями , и их бессвязные речи служат тому, чтобы исключить постановку любых вопросов. В течение нескольких дней подряд по телевидению непрерывно транслируются картинки двух самолётов, сталкивающихся с башнями, так что у телезрителей голова идёт кругом. Конгресс в шоке голосует за введение постоянного чрезвычайного положения (Patriot Act), и страна ввязывается в целую серию войн.
Пропаганда достигает совершенства тогда, когда зрители в течение длительного времени наблюдают один и тот же посыл, когда их привлекают его принять, а затем им показывают, что их обманывали и вынуждали принимать чёрное за белое.
Так, в 2003 г. весь мир становится свидетелем того, как иракцы рушат статую Саддама Хусейна. Президент Джордж Буш ст. комментирует в прямом эфире, что один из манифестантов, который кувалдой бил по ногам статуи, воскресил в его памяти события, связанные с падением Берлинской стены. Посыл состоял в том, что свержение президента Саддама Хусейна было освобождением. Однако после этого была широким планом показана площадь, и было видно, что площадь оцеплена американскими военными, а манифестантами оказалась всего лишь маленькая группа людей. Но комментаторы продолжали в том же духе [4], утверждая, что в этом действе участвовала чуть ли не вся страна.
2. Спутниковая связь
В 1989 г. армия США, используя спутниковую связь, создала на базе канала местного телевещания первый международный канал «непрерывной информации». Использование прямого эфира служило подтверждением подлинности информации, так как из-за отсутствия времени о подделке не может идти речи. Но прямой эфир на самом деле не позволяет анализировать эти события и подтверждать их подлинность [5].
Агентство CNN пыталось выдать попытку госпереворота, совершённую Премьер-министром Китая Джао Цзыяном, за потопленное в крови народное восстание на площади Тяньаньмень [6]. Оно возвеличивало «бархатную революцию» в Чехии и убеждало, что именно полицейские убили манифестанта. Оно подтвердило массовые убийства в Тимишоаре, представив трупы умерших, вывезенных из морга, в качестве демонстрантов, убитых полицейскими, или жертв пыток, с единственной целью оправдать свержение Чаушеску Ионом Илиеску. И эти примеры далеко не единственные.
По этому же принципу Катарский эмират прибирает к рукам арабо-израильский канал Al-Jazeera и делает его рупором Братьев-мусульман [7]. В 2011 г. он играет существенную роль в операции «арабская весна». Однако его аудитория следует по той же кривой, что и аудитория CNN – за успехом, последовавшим за выдуманными сенсациями, и когда эта ложь была раскрыта, он теряет существенную часть своей аудитории.
Качество вещания за рубеж было значительно улучшено после того, как передачи Radio Marti ЦРУ стало транслировать на Кубу через систему AWACS. В 2012 г. осуществляется масштабный проект отключения сирийских спутниковых каналов и замены их двумя программами, которые должны были объявить о свержении режима и бегстве руководителей государства. С этой целью были синтезированы картинки, на которых показывался беглый президент Башар аль-Ассад [8]. Однако ввиду ответных действий Сирии и России, эта операции была прекращена, так как сигнал, транслировавшийся из базы АНБ в Австралии, был заменён на сигнал сирийского телевидения.
3. Цифровые технологии
Распространение цифровых технологий, в частности информатики и интернета, приводит к восстановлению роли индивидуума, хотя роль толпы остаётся прежней.
В 2007 г. ЦРУ распространило в Кении в регионах, населённых луосами, анонимные SMS с обвинениями кикиусов в подтасовке президентских выборов. Луосы тиражировали эти сообщения, и начались мятежи. В результате более тысячи убитых и 300000 переселенцев. В итоге, «НПО» им предложили одуматься и насильно привели к власти Раилу Одингу [9].
В том же году ЦРУ провело проверку достоверности анонимных видео, снятых на мобильные телефоны. Широкоформатные изображения, полученные с помощью короткофокусных объективов, не позволяют получить чёткое изображение, а их неизвестное происхождение не позволяет определить, где они были сняты. Тем не менее, видео с монахами, сжигающими себя в костре, или сцены вооружённых репрессий во время «Сафрановой революции» в Мьянмаре считаются достоверными. Их воспроизводили многие каналы, и они облетели весь мир.
Коалиция лжи
Техника пропаганды за последние годы не претерпела существенных изменений. Но саму пропаганду усилили путём создания коалиции лжи. До этого каждое государство проводило свою собственную кампанию, а во время войны в Ираке в 2002 г. министерства Обороны США, Великобритании и Израиля стали координировать свою деятельность. Впоследствии к ним примкнули Катар и Саудовская Аравия. Эта коалиция пыталась манипулировать инспекторами ООН в Ираке, заставляя их поверить в существование оружия массового поражения. Не добившись успеха, она принялась одурманивать международные СМИ [10].
В 2011 г. эта коалиция создала в студии под открытым небом в Катаре видео о марше повстанцев на Зелёной Площади в Триполи. Сначала это видео было показано по британскому каналу Sky News. Это заставило ливийцев поверить в то, что борьба закончена, хотя она только начиналась, и НАТО смогло захватить город почти без потерь, но при 40 000 погибших с ливийской стороны. Саиф аль-Ислам Кадафи был вынужден придти на эту площадь, где под аплодисменты собравшихся сторонников он опроверг эти картинки, якобы переданные накануне с этой площади по Скайпу.
Особого размаха коалиция лжи добилась во время войны против Сирии, в которой сначала приняли участие 120 государств и 16 международных организаций. Такой коалиции история до сих пор не знала.
В октябре 2011 г. НАТО организовало в Джабал аль-Зуе, расположенном на севере страны, «город-свидетель». Служба по связям с общественностью турецкого Премьер-министра возила туда западных журналистов, и они воочию убеждались в том, как население поддерживает Сирийскую свободную армию. Однако операция закончилась после того, как один испанский журналист узнал среди командиров Сирийской свободной армии главарей Аль-Каиды в Ливии Абдельхакима Белхая и Махди аль-Харати [11]. И неважно в данном случае, что никакой армии из дезертиров сирийских правительственных войск на самом деле не существует.
В 2012 г. на целый месяц перед всем миром предстают революционеры эмирата Баба-Амр, осаждённого и обстреливаемого правительственными войсками [12]. Действительно, этот район был окружён, но его не обстреливали, ибо 72 солдата сирийской армии засели внутри супермаркета и тоже были окружены. Джихадисты взрывали дома, принадлежащие христианам, перекладывая вину за причинённые разрушения на Сирийскую Арабскую Республику. На крышах зданий они жгли покрышки, так чтобы густой чёрный дым был виден издалека. Каналы France24 и Al-Jazeera награждали главарей Революционного трибунала, работавших на месте в качестве «гражданских журналистов». А тела 150 мучеников, которых этот Трибунал приговорил к смертной казни и публично перерезал им голо, были представлены на телеэкранах в качестве жертв сирийских бомбардировок [13]. Побывавший на месте популярный франко-американо-израильский писатель Джонатан Литтель недавно свидетельствовал, что «революция» была прекрасна. И опять картинки и свидетельства «жестокости режима».
В 2013 г. Соединённое Королевство для поддержки террористических формирований создаёт связную компанию InCoStrat. Она занимается распространением идеограмм и видео через мобильные телефоны, а целую сотню из них она выпустила в виде печатных текстов. Создаётся иллюзия всеобщего недовольства республикой. Имея связь со спецподразделением ВС Великобритании (SAS), она выводит на сцену наиболее значительное формирование «Армия Ислама», которому Саудовская Аравия через Иорданию поставляет бронированные машины. Сшитые в Испании униформы передаются джихадистам на церемониях присвоения офицерских званий. Всё это снимается на видео профессионалами, и организованная таким образом армия представляется в качестве регулярной силы, способной соперничать с Сирийской арабской армией [14]. Так навязывается мысль о том, что в стране идёт гражданская война, хотя на картинках фигурируют всего лишь несколько сотен лиц, большинство из которых иностранные граждане.
[1] « Mesures à prendre contre la propagande en faveur d’une nouvelle guerre et contre ceux qui y incitent », Réseau Voltaire, 3 ноября 1947 г.
[2] « Condamnation de la propagande contre la paix », Réseau Voltaire, 17 ноября 1950.
[3] « Renforcement de la paix par la suppression des obstacles au libre échange des informations et des idées », Réseau Voltaire, 14 декабря 1954.
[4] « La chute de statue de Saddam Hussein », par Jean-Sébastien Farez, Réseau Voltaire, 15 апреля 2003.
[5] « L’effet CNN », Тьерри Мейсан, Réseau Voltaire, 19 мая 2003.
[6] “Tienanmen 20 anni dopo”, Доменико Лосурдо, Rete Voltaire, 9 июня 2009.
[7] « Вадах Ханфар, "аль-Джазира" и триумф телевизионной пропаганды », Тьерри Мейсан, Сеть Вольтер, 23 сентября 2011.
[8] « НАТО готовит переворот в Сирии », Тьерри Мейсан, Комсомо́льская пра́вда (Россия) , Сеть Вольтер, 12 июня 2012.
[9] « Le dessous du prix Nobel de la paix 2009 », par Тьерри Мейсан, Réseau Voltaire, 13 октября 2009.
[10] « Un réseau militaire d’intoxication », Réseau Voltaire, 8 декабря 2003.
[11] «Islamistas libios se desplazan a Siria para "ayudar" a la revolución», Даниэль Ириарт, ABC (ИГспания), Red Voltaire , 18 декабря 2011.
[12] « Les journalistes-combattants de Baba Amr », Тьерри Мейсан, Réseau Voltaire, 3 марта 2012.
[13] “The Burial Brigade of Homs: An Executioner for Syria’s Rebels Tells His Story”, Ульрике Путц, Der Spiegel, March 29th, 2012.
[14] « Comment le Royaume-Uni met en scène les jihadistes », Réseau Voltaire, 13 мая 2016.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter