Заседание Международной группы поддержки Сирии (Вена, 17 мая 2016 г.)

Участие США в сирийском конфликте по-прежнему смутное. После того, как 22 февраля 2016 г. Джон Керри согласился с прекращением враждебных действий, а Россия возвратила свои бомбардировщики, Турция – член НАТО – продолжала поддерживать ДАИШ.

8 марта Россия представила в СБ ООН материалы, подтверждающие участие Анкары в незаконной торговле антиквариатом в пользу ДАИШ [1]. 18 марта она предоставила новые обвинения в передаче ДАИШ оружия и боеприпасов [2]. Турция «полностью отвергла» эти утверждения и обвинила Россию в организации диверсионных манёвров с целью «отвлечь внимание международной общественности от потерь среди гражданского населения, хаоса и разрушений, причинённых сирийским режимом и российскими военными операциями в Сирии». Российский Генштаб продолжал настаивать на своём, и заявил, что Анкара совсем недавно способствовала незаконному проникновению на территорию Сирии 9000 джихадистов. Но тогда ещё можно было думать, что Турция действовала самовольно, не доложив об этом своему начальству - США.

7 апреля министерство Обороны США передало 2000 тонн вооружений «умеренным вооружённым формированиям», из которых 500 тонн были сразу же переданы Аль-Носре (Аль-Каида) и ещё 500 - ДАИШ [3].

Тем не менее, поддержка Турцией ДАИШ за последние несколько дней резко снизилась.

Москва, похоже, в стороне от лишних глаз, сильно протестовала, так что 9 мая Джон Керри и Сергей Лавров опубликовали совместную декларацию [4], в которой они призвали «все государства действовать согласно резолюции 2253 (2015) Совета безопасности и не допускать никакой материальной и финансовой поддержки ИГИЛ (ДАИШ), Фронта аль-Носра или любой другой организации, квалифицированной Советом безопасности ООН в качестве террористической, и в корне пресекать любые попытки этих организаций пересекать границу Сирии».

Была достигнута договорённость о том, что Вашингтон устанавливает своим союзникам крайний срок подписания соглашения по Сирии - начало июля. Кроме того, он выводит свои вооружённые силы, а Россия направляет к берегам Сирии авианосец Адмирал Кузнецов для возобновления в минимальных масштабах бомбардировок террористических формирований (на сегодняшний перевооружённых) [5].

Тем не менее, смутное окончательно ясным так и не стало. Между Россией и США разгорается спор по поводу «Армии ислама» (Джаиш аль-ислам). Москва намерена включить её в список «террористических организаций», тогда как Вашингтон считает её «умеренной вооружённой группой».

«Армия ислама» - это формирование финансируемое Саудовской Аравией, а руководит ею британский спецназ. Но сначала ею командовал Захран Аллуш. Она сеяла ужас в предместьях Дамаска и в течение трёх лет держала всю столицу в страхе. Её главарь, сделавший своим кумиром Оссаму Бен Ладена, прослыл своей жестокостью. Одним ни в чём не повинным мирным жителям он отрезал головы, а других, поместив в клетки, использовал в качестве живых щитов. В итоге, бункер, выстроенный для укрытия его штаба, был взорван проникающими бомбами российских ВКС. Немного поколебавшись, место Аллуша занял один из заместителей Иссам аль-Буайдани. Но вскоре вместо него назначили религиозного ваххабита шейха Абу Абдурахмана Кааке. А он, в свою очередь, поспособствовал назначению кузена Захрана Аллуша Мохамеда Аллуша главой делегации саудовской оппозиции на мирных межсирийских переговорах в Женеве. Последний проявил себя тем, что сбрасывал сирийцев, которых обвиняли в принадлежности к геям, с крыш высоких зданий, при этом САР является единственной арабской страной, в которой уважается личная жизнь граждан, и гомосексуалисты не подлежат наказаниям.

17 мая в Вене прошла встреча Международной группы поддержки Сирии. В своём заключительном коммюнике [6] она выдвинула обвинения в адрес Сирийской арабской армии по поводу осады населённых пунктов, контролируемых джихадистами из «умеренной оппозиции». Но главное состоит в том, что она вновь подтвердила все ранее принятые российско-американские договорённости, а именно:
 сформировать единый для сирийского правительства и оппозиционных сил переходный управляющий орган для обеспечения политического перехода;
 разработать новую конституцию;
 провести на этой основе новые президентские и парламентские выборы.

Хотя Саудовская Аравия и является членом МГПС, умеренная оппозиция, тем не менее, от этих трёх пунктов отказывается. Она продолжает настаивать на уходе президента аль-Ассада и большинства высокопоставленных чиновников из числа христиан, шиитов и алавитов до формирования переходного органа. Кроме того, она не намерена встречаться на демократических выборах лицом к лицу с действующими властями.

Нелишне заметить, что во время венской встречи один из дипломатов заявил, что его страна готова бороться против Аль-Каиды, но при этом возникает вопрос, кто займёт её место. Сергей Лавров назвал это «ляпсусом», ибо депутат признаёт де факто, что его страна победе Сирийской Арабской республики предпочитает победу Аль-Каиды. А это противоречит резолюции Совета безопасности, признавшей борьбу с терроризмом в качестве первоочередной цели.

19 мая Джеффри Фелтман в Париже принял участие в церемонии вместе с членами зарубежной сирийской оппозиции Бурханом Галиюном, Мешелем Кило, Бассмой Кодмани и Самаром Ясбеком.

Во Франции генерал Бенуа Пюга наконец-то заявил о своём уходе с поста главы Особого штаба президента Республики и переходе в Канцелярию Почётного легиона. Приверженец христианского интегризма, ностальгирующий по монархии и колониализму, он был единственным из военных, который занимал этот пост при двух президентах – при Николя Саркози и Франсуа Олланде. Он лично руководил секретными операциями Франции в Сирии через прикомандированных к администрации президента офицеров Иностранного легиона, зачастую не считаясь с уведомлениями армейских штабов.

Всё идёт к тому, что Женевские переговоры завершатся. В итоге, если соглашение между представленными сирийскими сторонами будет достигнуто, оно не будет соответствовать ранее принятым решениям, ввиду исключения по требованию Турции главной стороны –курдов. Поэтому за срывом Женевских переговоров должно последовать возобновление межсирийских переговоров с теми, кто этого пожелает, то есть без участия просаудовской оппозции, но при участии курдов. Затем должно быть осуществлено формирование переходного органа, но уже с новыми участниками. Что касается военных действий, Сирийская арабская армия вскоре освободит главные города страны, но вооружённые столкновения будут продолжаться на иракско-сирийской границе.

Перевод
Эдуард Феоктистов