Могут ли военные влиять на политиков или они должны им подчиняться даже тогда, когда видят их ошибки? Этот вопрос обсуждался в известной статье полковника Джеймса Бейкера, нынешнего стратега Пентагона. О том, как генералитет предостерегал Белый Дом от проведения операций в Сирии и на Украине, рассказал в своей статье Сеймур Херш. Несколько месяцев подряд представители ВПК, бывший директор военной разведки (DIA), затем бывший глава Комитета начальников штабов, а сегодня и бывший министр Обороны критикуют политику президента Обамы.
После Женевской конференции 30 июня 2012 г. действия США в отношении Сирии и Украины лишь умножили противоречия. Однако генштаб сознательно допускает утечку информации о своей позиции с целью оказать влияние на Белый Дом.
Противоречия и нерешительность Белого Дома
Во время пребывания на посту президента Джрджа Буша мл. Белый Дом намеревался уничтожить Сирийскую Арабскую Республику, на Украине создать зону хаоса, подобно тому, как это было сделано в Ираке. Речь шла о перекройке «большого Ближнего Востока» и пресечении наземных путей связи между Западом, с одной стороны, и Россией и Китаем – с другой.
Советником вновь избранного президента Обамы стал генерал Брент Скоукрофт, а его политическим наставником - Збигнев Бжезинский. Советники по национальной безопасности президентов Джимми Картера и Буша ст. остерегались страуссовской теории хаоса. Они считали, что мир должен быть организован согласно Вестфальскому договору, то есть вокруг международно признанных государств. Как и Генри Киссинджер, они, конечно, выступали за ослабление государств, чтобы они не могли противостоять гегемонии США, но они не хотели их разрушать. Впоследствии, для реализации своих гнусных дел, они стали использовать негосударственные формирования, но не помышляли о том, чтобы доверить им управление территориями.
Когда либеральные ястребы, включая Хиллари Клинтон, Джеффри Фелтмана, и Дэвида Петрэуса, одетого в гражданский костюм салонного генерала, саботировали соглашение между Белым Домом и Кремлём и в июне 2012 г. и возобновили войну в Сирии, Барак Обама никак не реагировал. Президентская избирательная кампания шла полным ходом, и он не мог себе позволить выставить на всеобщее обозрение тот хаос, который царил в его команде. Но он расставил ловушку генералу Петрэусу, которого на следующий день после своего переизбрания он приказал арестовать и надеть на него наручники, а затем, поблагодарив, заменил Хиллари Клинтон Джоном Керри. Последний был способен склеить все осколки с президентом Ассадом, с которым у него были тёплые отношения. Что касается Фелтмана, то он уже был в ООН и было непросто его оттуда отозвать.
Вначале Джон Керри считал, что время упущено, и что Сирийская Арабская республика долго не продержится. Единственно, что он сможет сделать – это помочь президенту Ассаду избежать трагической участи Муамара Кадафи, зверски растерзанного штыками. Белый Дом и Госдеп были ослеплены ложью бушевской администрации. В это время высшие должностные лица были заняты не тем, чтобы анализировать и осмысливать происходящие в мире события, а тем, чтобы заранее оправдывать преступления Вашингтона. В 2006 г. первый секретарь посольства США в Дамаске Уильям Ройбах в своём отчёте, который внушал доверие, заявил, что Сирия не являлась баасистской республикой и что она была алавитской диктатурой [1]. Саудовская Аравия, Катар и Турция могли законным путём поддержать суннитское большинство и установить в стране «рыночную демократию».
Однако президент Обама позволил ЦРУ продолжить операцию по смене сирийского режима под предлогом поддержки «умеренных повстанцев». Была организована поставка вооружений сначала из Ливии, в которой только что свергли Кадафи, затем из Болгарии, после прихода к власти Росена Плевнелиева и Бойко Борисова, а позднее и из Украины после свержения Януковича. Одновременно по всему миру были открыты офисы по набору добровольцев для спасения сирийских суннитов, страдающих под гнётом алавитской диктатуры.
Сирийская Арабская Республика из последних сил продолжает сопротивляться самой мощной за всю историю коалиции, включающей 114 государств и 16 международных организаций под общим названием «Друзья Сирии». И ей удаётся это только потому, что она никогда не была алавитской диктатурой. Власть в ней светская и социалистическая, и сунниты никогда не уничтожались армией. Их в армии большинство и они защищают свою страну от внешней агрессии.
Когда неконсерваторам во главе с Викторией Нуланд в феврале 2014 г. удалось с помощью миллиардов долларов совершить в Киеве государственный переворот, президент Обама воспринял это как заслуженный результат долголетних усилий. Он не сразу оценил последствия этой операции и в итоге оказался перед лицом дилеммы – оставить страну без правительства, как зияющую дыру между Европейским Союзом и Россией, или привести к власти мелких сошек из ЦРУ, нацистов да нескольких исламистов. Он выбрал второй вариант, считая, что его службы найдут среди наёмников тех, кто способен стать респектабельным. Последующие события показали, что этого не случилось. В итоге, хотя режим Виктора Януковича безусловно был коррумпирован, но не больше, чем режимы Молдавии, Болгарии или Грузии, если цитировать только их, действующая в Киеве власть также является воплощением того, против чего боролся Франклин Рузвельт.
После заключения между Белым Домом и Кремлём второго мирного соглашения по Ближнему Востоку, Сеймур Херш публикует в London Review of Books тщательное расследование о том, как американский межармейский штаб под руководством генерала Мартина Дэмпси сопротивлялся иллюзорным планам Барака Обамы [2]. По его словам военные пытались сохранить контакты с российскими коллегами, вопреки действиям политиков в украинском кризисе. Они выдали ключевую информацию своим союзникам, надеясь на то, что те передадут её сирийцам, однако они отказались от какой бы то ни было прямой помощи Дамаску. А теперь Сеймур Херш сокрушается о том, что после назначения председателем Объединённого комитета начальников штабов генерала Джозефа Данфода ситуация изменилась.
В своей статье он утверждает, что политика Белого Дома по четырём пунктам, которые согласно военным все без исключения одинаково абсурдны, никогда не менялась:
– настоятельное требование об уходе президента Аль-Ассада;
– невозможность создания совместно с Россией антиигиловской коалиции;
– утверждение о том, что Турция является надёжным союзником в борьбе против терроризма;
– признание факта реального существования сил умеренной оппозиции, достойной поддержки США.
Напомним в этой связи, что министр Обороны Чак Хейгл был уволен с должности после того, как усомнился в такой политике [3]. На его место поставили Эштона Картера – высокопоставленного чиновника и бывшего соратника известной по своим делам Кондолизы Райс [4].
В октябре 2014 г. главный аналитический центр военно-промышленного комплекса Rand Corporation высказалась в пользу президента Аль-Ассада. Она заявила, что его отставка неизбежно приведёт к захвату власти джихадистами, тогда как его победа позволит стабилизировать ситуацию в регионе [5].
В августе 2015 г. бывший глава военной разведки генерал Майкл Флайн, в свою очередь, рассказал в интервью агентству Al-Jazeera о своих усилиях предостеречь Белый дом от проведения совместно с джихадистами операций, запланированных ЦРУ и союзниками Вашингтона,. Он прокомментировал один из своих недавно рассекреченных отчётов [6], в котором объявлялось о создании Даеш [7].
Наконец, в декабре 2015 г. бывший министр Обороны Чак Хейгл заявлял о том, что позиция Белого Дома по Сирии дискредитирует президента Обаму [8].
Как военные пытались помочь Сирии
Как следует из статьи Херша, американские военные передали своим сирийским коллегам четыре требования Вашингтона по изменению политики:
– Сирия должна помешать Хезболле атаковать Израиль;
– она должна возобновить переговоры по урегулированию проблемы Голан;
– она должна согласится с присутствием российских военных советников»
– наконец, она должна взять на себя обязательство провести новые выборы по окончании войны и обеспечить в них широкое участие оппозиции.
Американские военные либо не имеют никакого представления о политике на Ближнем Востоке, либо попросту хотят навязать свои условия Дамаску, а Дамаск должен их немедленно принять. И то и другое ввергает в уныние, если только речь не идёт о предложении президенту Ассаду повлиять на своего американского коллегу.
– Хезболла – это, прежде всего, сеть сопротивления израильской оккупации, которая была создана в Ливане в ответ на вторжение в 1982 г. Изначально её возглавляли не Стражи Иранской революции, хотя во многом она и обязана баасовцам, а воины Сирийской Арабской армии. К Ирану она повернулась лишь после вывода Сирийской армии из Ливана в 2005 г. И ещё один факт. Во время ливано-израильской войны в 2006 г. сирийский министр Обороны тайно присутствовал на линии фронта для контроля передачи снаряжений. Сегодня шиитская Хезболла и Сирийская Арабская армия вместе сражаются в Ливане и в Сирии против джихадистов , которым Израиль оказывает авиационную поддержку и поставляет медикаменты.
– В период с 1995(Уай Ривер) по 2000 г. (Женева) президент Билл Клинтон организовал переговоры между Израилем и Сирией. В итоге всё было справедливо разрешено, хотя израильская делегация мошенничала, подслушивая телефонные разговоры американского и сирийского президентов [9]. Мирное соглашение могло и должно было быть подписано, если бы израильский Премьер-министр Эхуд Барак не отступил в последний момент, о чём свидетельствует в своих мемуарах бывший президент Клинтон [10]. Башар Ассад по собственной инициативе возобновил на этот раз непрямые переговоры через Турцию. Но они были прерваны после того, как Израиль перехватил в международных водах «Флотилию свободы». Сирия по-прежнему стремится возобновить эти переговоры и завершить их, однако израильская сторона, и только она, отказывается от них.
– Что касается военного сотрудничества Дамаска и Москвы, оно восходит к советскому периоду, но в эпоху Бориса Ельцина было практически свёрнуто. В 2005 г. Башар аль-Ассад посетил Россию с целью переговоров по долгам перед СССР. Тогда он предложил Кремлю 30-километровую зону для расширения военной базы в Тарту, однако Россию, армия которой проходила полную модернизацию, это не заинтересовало. Перед Женевской конференцией (июнь 2012 г.) советник по национальной безопасности Хассан Турекмани предложил России ввести на территорию Сирии «голубые шапки» для стабилизации ситуации в стране. Кремль, наблюдая за деятельностью ЦРУ и видя приток джихадистов со всего мусульманского мира, позднее осознал, что эта война была лишь репетицией перед наступлением на Кавказ. Тогда Владимир Путин объявил Сирию «внутренним делом России» и обязался ввести туда свои войска. И если в период с 2013 по 2014 г. это не произошло, то не потому, что Россия изменила свои взгляды, а потому что она собиралась с силами, в частности, готовя новые вооружения.
– Наконец, в мае 2014 г. в Сирии были проведены президентские выборы, признанные всеми посольствами в Дамаске честными и демократическими. Но европейцы в нарушение Венской конвенции не дали возможности сотням тысячам беженцев принять в них участие. И они по-прежнему убеждают различные оппозиционные группы не выставлять на выборы своих кандидатов. Башар аль-Ассад, одержавший победу на выборах, готов провести досрочные выборы при условии прекращения войны. Простым голосованием в Ассамблее Республика могла бы принять кандидатуры сирийцев, находящихся в изгнании, за исключением тех, кто сотрудничал с Братьями-мусульманами или с их вооружёнными формированиями (Аль-Каида, Даеш и т.д.).
Американские военные не хотят, чтобы их воспринимали в качестве неоконсерваторов
Как раз перед тем, как оставить свою должность, генерал Мартин Дэмпси назначил своим приказом полковника Джеймса Бейкера директором Office of Net Assessment – Главного Управления военных оценок Пен тагона [11]. Однако Бейкер слывёт одновременно правым, рациональным и разумным, в противовес приверженцам политики Страусса. И хотя Сеймур Херш не цитирует его в своей статье, его влияние на позицию американского генштаба тем не менее ощущается.
Как бы то ни было, статья Сеймура Херша свидетельствует о том, что высшие военные чины в США дистанцируют себя от Белого Дома и либеральных ястребов, включая Дэвида Петрэуса и Джона Аллена. Так или иначе, они заявляют, что в данной ситуации президенту Обаме нет смысла продолжать политику неопределённости, в которую он был ввергнут последние три года.
Заключение
– Rand Corporation ( аналитический центр военно-промышленного комплекса), бывший глава военной разведки (Defense Intelligence Agency) Майкл Флинн, бывший председатель Комитета начальников штабов Мартин Дэмпси и бывший министр Обороны Чак Хейгл осуждают непоследовательную и нерешительную политику Белого Дома.
– Военная интеллигенция США выступает против политики конфронтации с Россией, унаследованную со времён Буша, требует обеспечить сотрудничество по Сирии и Украине и взять под контроль таких союзников, как Турция, Саудовская Аравия и Катар.
– Генералитет ВС США требует: 1 - поддержать президента Аль-Ассада, 2 -действовать против Даеш совместно с Россией , 3 - наказать Турцию, которая ведёт себя не как союзник, а как враг, 4 - прекратить воображать , что существуют умеренные сирийские повстанцы, прятаться за этой выдумкой и позволять ЦРУ поддерживать террористов.
[1] “Influencing the SARG in the end of 2006”, William Roebuck, Cable from the State Department, Wikileaks.
[2] “Military to Military. US intelligence sharing in the Syrian war”, Сеймур Херш, London Review of Books, Том 38, № 1, 7 января 2016 г.
[3] « Есть ли у Обамы военная политика? », Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов, Сеть Вольтер, 1 декабря 2014.
[4] « Ash Carter s’entoure d’une équipe de SDB Advisors », Réseau Voltaire, 26 décembre 2014.
[5] Alternative Futures for Syria. Regional Implications and Challenges for the United States, Эндрю Липман, Брайен Ничипорук, Джейсон Киллмайер, Rand Corporation, 22 октября, 2014 г.
[6] Declassified Report on jihadists in Iraq and Syria, (рассекреченный документ на англ. языке), 12 августа 2012 г.
[7] « Le renseignement militaire états-unien et la Syrie », Патрик Ланг, Французский центр исследований в области разведки (CFRR), Réseau Voltaire, 21 декабря 2015.
[8] “Hagel: The White House tried to destroy me”, Дэн де Люси, Foreign Policy, 18 декабря 2015 г.
[9] Cursed Victory: A History of Israel and the Occupied Territories, (Проклятая победа: история Израиля и оккупированных территорий), Арон Брегман, изд-во Penguin, 2014 г. (Перевод имеется только на немецком языке).
[10] My Life, Билл Клинтон, KnopfPublishing Group, 2004 г.
[11] « Ashton Carter nomme le nouveau stratège du Pentagone », Réseau Voltaire, 17 мая 2015 г.
Оставайтесь на связи
Следите за нами в социальных сетях
Subscribe to weekly newsletter